Якунин поддерживает идею передачи в управление "Транснефти" госпакета НМТП

Президент РЖД Владимир Якунин заявил, что поддерживает идею передачи 20%-ного госпакета ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) в управление госкомпании "Транснефть". "Нормально [относится] к идее передачи госпакета "Транснефти". Я Токарева (Николай Токарев, президент "Транснефти") бы поддержал и с удовольствием с ними бы сотрудничал. Они - государственная компания, и мы - государственная компания. Мы уж точно договоримся", - заявил Якунин на пресс-конференции на форуме "Открытый диалог: строительство, инновации и партнерство".

Как рассказывали "Ведомостям" источники, Токарев 24 сентября направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил отдать 20%-ный госпакет НМТП в управление «Транснефти». По словам одного из источников, президент поручил премьеру Дмитрию Медведеву рассмотреть предложение Токарева.

Токарев объясняет желание «Транснефти» управлять госпакетом в том числе стремлением повысить капитализацию порта, говорил один из собеседников «Ведомостей»: с IPO НМТП на LSE в 2007 г. его капитализация снизилась с $4,9 млрд до $808 млн.

Если правительство согласится с предложением Токарева, то госкомпания сможет управлять 35,8% НМТП: в прошлом году «Транснефть-сервис» скупил с рынка 10,5% порта, а летом структуры РЖД передали 5,3% НМТП в управление «Транснефти». Еще 25% «Транснефть» контролирует через СП с «Суммой».

«Сумма» и «Транснефть» больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: госкомпания должна получить нефтеналивные терминалы, «Сумма» - сухогрузные. Весной основной схемой раздела считалась следующая: «Транснефть» продает «Сумме» свою долю в СП, владеющем портом, и пакет «Транснефть-сервиса». Акционерами НМТП в таком случае останутся «Сумма» (50,1%), Росимущество (20%) и структуры РЖД (5,3%). «Транснефть» при разделе получает нефтеналивной терминал НМТП - «Шесхарис» (его планировалось выделить в отдельную компанию), два нефтепродуктовых терминала - ИПП и НМТ (50% принадлежит Gunvor), «Флот НМТП», а также Приморский торговый порт. У НМТП при таком варианте остались бы Новороссийский зерновой терминал, контейнерные терминалы - НЛЕ и БСК, Новороссийский судоремонтный завод (его совладелец - ОСК). «Транснефть» должна была заплатить за нефтеналивные активы $0,7-1 млрд. Монополия могла также взять на себя часть долга порта (чистый долг на конец 2013 г. - $1,7 млрд). Разделить активы партнеры планировали до конца года.