Статья опубликована в № 3957 от 11.11.2015 под заголовком: Правительство дало скидку на проезд

Правительство снизило плату за проезд для тяжелых грузовиков

Перевозчики надеются и на снижение втрое штрафов за «безбилетный» проезд

Правительство снизило тариф за проезд грузовиков массой свыше 12 т (распоряжение опубликовано на его сайте). Скидка предоставлена в два этапа: вместо 3,73 руб. за 1 км пути перевозчики с 15 ноября будут платить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 г. – 3,06 руб. до конца февраля 2018 г.

О том, что тариф в 3,73 руб. превратит жизнь перевозчиков «в борьбу за выживание», обернется транспортным коллапсом, гиперинфляцией и народными волнениями, премьера Дмитрия Медведева за последнее время предупреждали не менее шести раз более 70 ассоциаций и союзов транспортников, ритейлеров, производителей и строителей.

Тариф в 3,73 руб. правительство установило в мае, сборы оценивались в 50–60 млрд руб. в год. Деньги будут потрачены на поддержание дорог в нормативном состоянии и на расчеты с концессионером, отвечающим за создание системы сбора платы («Платон»). Этим занимается назначенная без конкурса Медведевым «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС; в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю). Еще в июне на совещании у Медведева было решено пересмотреть тариф. Минэкономразвития предлагало снизить его до 1 руб., но тогда денег хватило бы только на расчеты с концессионером, предупреждали Минтранс и Росавтодор, а на дороги не осталось бы.

Платеж РТИТС (по 10,6 млрд руб. в год) не зависит от тарифа. Для РТИТС и дорожных фондов после марта 2016 г. денег хватит, замечает чиновник Росавтодора, а вот на проекты государственно-частного партнерства, например на строительство платных мостов, может и не хватить. При любом тарифе задача РТИТС – запустить систему в срок и в объеме, установленном в концессионном соглашении, замечает представитель компании.

Штрафные акции

11 ноября водители грузовиков по всей стране проведут первую акцию протеста против платы за проезд, останавливаясь на несколько часов у обочин, рассказал Матягин. 15 ноября они встанут на выездах у федеральных трасс – в любом ряду, потому что не смогут двигаться без оплаты далее.

Отсрочка до марта даст водителям время привыкнуть к системе, замечает начальник ФКУ «Дороги России» Росавтодора Иван Григорович. «Нам бросили кость, вместо моратория ввели сокращенную плату», – говорит председатель совета НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин. При любой плате перевозчики будут стараться объезжать федеральные трассы, предупреждает вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Нет ни бортовых устройств, ни понимания, где брать деньги на предоплату (а они понадобятся уже в ближайшую субботу), нет отчетных документов о расходах, которые нужно будет представлять в ФНС, перечисляет он.

К 15 ноября перевозчики должны были получить устройства, передающие информацию об оплате. На 10 ноября в системе зарегистрировано 30 956 владельцев 295 797 грузовиков – это 16% от плана. Чтобы решить проблему нехватки бортовых устройств, правительство разрешило устанавливать собственные. Они должны быть совместимы с «Платоном» и передавать информацию через шифрованные протоколы, замечает представитель РТИТС.

Перевозчики борются и за снижение штрафов за проезд без оплаты. По словам Матягина, нужен тестовый режим в два и более месяца, после которого стоит начинать штрафовать. Очень важно, чтобы на момент запуска системы лояльно относились к тем, кто по объективным причинам не смог вовремя получить бортовые устройства, согласен директор департамента Минэкономразвития России Вадим Живулин.

В транспортной компании «Итеко Евразия» водителям предложили оплачивать штрафы пополам, но водители против – пока систему не отладят до конца, они готовы уйти в отпуска, говорит представитель «Итеко Евразия» (в парке свыше 400 грузовиков).

В правительстве уже согласовано снижение штрафов, уверяют чиновники Минтранса и Росавтодора. Сейчас они составляют 450 000 руб. за первый проезд без оплаты и 1 млн – за повторный. На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 16 октября было решено снизить их до 100 000 и 200 000 руб. соответственно, для иностранных перевозчиков – 120 000 и 240 000 руб. Представитель Дворковича вчера был недоступен для прессы.