Статья опубликована в № 4658 от 21.09.2018 под заголовком: Госплан по инвестициям

Чиновники подготовили для бизнеса список социально важных проектов

В предварительном перечне РСПП и Минфина 394 проекта ценой более 11,5 трлн рублей

Чиновники готовят списки проектов, в которые предложат вкладывать бизнесу. Их обсуждение началось после появления письма помощника президента Андрея Белоусова об увеличении налоговой нагрузки на бизнес. Правительство выступило против и предложило бизнесу альтернативу – помочь выполнить указ президента увеличить инвестиции до 25% ВВП.

Участвующие в обсуждении компании (среди них – НЛМК, «Северсталь», «Ростелеком», «Металлоинвест», «Новатэк», «Мечел», «Сибур» и т. д.) в начале сентября представили свой список проектов. Реакция властей пока не известна, говорят сотрудники нескольких из этих компаний. Пока в ответ Минфин готовится выставить свой список социально важных проектов.

Его рабочая версия обсуждалась в среду, 19 сентября, на заседании проектного комитета при рабочей группе по отбору проектов. В списке, с которым ознакомились «Ведомости», 394 проекта общей стоимостью 11,5 трлн руб. – от лесного хозяйства до ядерной медицины. Правда, сумма источников финансирования в проекте меньше на 1,4 трлн руб.: от федерального бюджета – 2,92 трлн, от региональных – всего 61,3 млрд, 7,2 трлн – внебюджетные. Минимальный размер частных инвестиций должен составить 2,1 трлн руб. Подлинность списка подтвердили четыре собеседника «Ведомостей», знакомых с участниками совещания. Это справочный список, подготовленный не для отбора проектов для бизнеса, а для обсуждения способов поддержки компаний, поясняет другой чиновник. Вчера он обсуждался на рабочей группе, к моменту сдачи номера результаты узнать не удалось. Проработанные проекты, которые были бы предложены как бизнес, а не как благотворительность, собрать пока не удалось, говорит чиновник.

Участники проектов могут получить от государства поддержку, следует из документа: субсидии, льготы по земельному и имущественному налогам, субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное финансирование по правительственным программам, снижение таможенных платежей и т. д. Также им обещана «дедушкина оговорка» – неухудшение регуляторных и налоговых условий.

Самая дорогая часть рабочей версии плана – инфраструктурная – стоит около 10 трлн руб. (автомобильные дороги – 2,3 трлн, железные – 1,8 трлн, морской транспорт – 1,6 трлн). Частным инвесторам могут быть предложены, например, проекты транспортного перехода на Сахалин Селихин – Ныш через пролив Невельского (РЖД оценивала минимум в 543 млрд руб. без НДС), морского порта на Сахалине, портового комплекса на острове Южный архипелага Новая Земля (401 млрд), автомобильной дороги «Меридиан» до Казахстана (593 млрд), а также ВСМ Москва – Казань (потребность в частных инвестициях – 1,8 трлн руб.). Большая часть плана – обходы городов, например Сочи, Оренбурга, Волгограда. Их предлагал Росавтодор, но в магистральный план инфраструктуры правительства они не попали. Это список проектов не первой необходимости, а «для совсем хорошей жизни», говорит еще один чиновник.

В металлургию и угольную промышленность предполагается инвестировать 467,4 млрд руб., более половины – в развитие и модернизацию алюминиевых мощностей на Красноярском, Новокузнецком и Иркутском алюминиевых заводах. На топливно-энергетический комплекс предполагается направить чуть более 60 млрд руб. Всего несколько проектов из списка принадлежит частным компаниям: два угольных проекта ММК, экологический проект Evraz и завод «Тулачермет». Также в список включен проект строительства Морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области. Совсем недавно о планах по его строительству заявлял «Новатэк», но стоимость предправления компании Леонид Михельсон публично не называл. Из материалов следует, что строительство терминала оценивается в 60 млрд руб. исключительно внебюджетных инвестиций.

Есть в перечне и мелкие проекты, например реконструкция щитового заграждения «Таракановка» и пруда-отстойника «Нищенка» в Москве – по 1 млрд руб.

Пока чиновники обещают, что компании сами решат, интересно ли им участвовать в том или ином проекте, говорят два человека, знакомых с участниками рабочей группы. Они надеются, что бизнес сможет ответить «нет», а проекты, предложенные компаниями, не забыты. Просто обсуждение началось с инвестиций, необходимых для президентских нацпроектов, объясняет один из собеседников «Ведомостей».

Как именно бизнес мог бы поделиться деньгами, пока не ясно. Сотрудник одной из участвующих в дискуссии компаний говорит, что обсуждается покупка облигаций, не исключено, что вкладывать предложат не компаниям, а их акционерам – из дивидендов и личных накоплений. Это позволит не снижать эффективность компаний, продолжает он, именно поэтому в рабочей группе участвуют акционеры.

В июле Белоусов в письме президенту предложил изъять у 14 компаний металлургической, горнодобывающей и химической отраслей часть доходов, полученных из-за изменения внешней конъюнктуры и ослабления рубля, – свыше 500 млрд руб. Это вызвало резкие возражения со стороны РСПП и компаний, попавших в список. Раскритиковали идею также Минфин и правительство, предложившие вместо этого стимулировать инвестиции бизнеса. В августе на встрече Белоусова и первого вице-премьера Антона Силуанова с руководителями этих компаний было решено, что налоги увеличены не будут, но бизнес добровольно увеличит инвестиции в социально важные проекты.

Представители 17 частных и пяти госкомпаний, входящих в рабочую группу, и Минфина отказались от комментариев, а РСПП – не ответили на запрос «Ведомостей».

Профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин полагает, что история с предложением Белоусова закончится ничем: стороны обменяются списками и разойдутся, может быть договорившись о нескольких незначительных проектах. Бизнес же опасается, что его заставят инвестировать в непрофильные проекты. Белоусов после встречи с компаниями в конце августа предупреждал об общественном осуждении «уклонистов», которые будут наращивать дивидендные выплаты, вместо того чтобы «подставить плечо государству и увеличить инвестиции». «Нам никто не объяснил, будет ли производство стали и рельсов, необходимых для строительства железной дороги, считаться инвестициями в этот проект», – возмущен топ-менеджер одной из компаний, участвующих в рабочей группе. «Бизнесу ничего не говорят и не объясняют. Понятно только то, что «нужно делиться», – сетует он. – Сначала хотели просто изъять деньги. Бизнес пытался объяснить, что такие действия практически уничтожат экономику. Теперь деньги все равно хотят изъять, но так, чтобы это выглядело более цивилизованно».

Хотите скрыть партнерские блоки? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь.
Arrow