Статья опубликована в № 4658 от 21.09.2018 под заголовком: Госплан по инвестициям

Чиновники подготовили для бизнеса список социально важных проектов

В предварительном перечне РСПП и Минфина 394 проекта ценой более 11,5 трлн рублей

Чиновники готовят списки проектов, в которые предложат вкладывать бизнесу. Их обсуждение началось после появления письма помощника президента Андрея Белоусова об увеличении налоговой нагрузки на бизнес. Правительство выступило против и предложило бизнесу альтернативу – помочь выполнить указ президента увеличить инвестиции до 25% ВВП.

Участвующие в обсуждении компании (среди них – НЛМК, «Северсталь», «Ростелеком», «Металлоинвест», «Новатэк», «Мечел», «Сибур» и т. д.) в начале сентября представили свой список проектов. Реакция властей пока не известна, говорят сотрудники нескольких из этих компаний. Пока в ответ Минфин готовится выставить свой список социально важных проектов.

Его рабочая версия обсуждалась в среду, 19 сентября, на заседании проектного комитета при рабочей группе по отбору проектов. В списке, с которым ознакомились «Ведомости», 394 проекта общей стоимостью 11,5 трлн руб. – от лесного хозяйства до ядерной медицины. Правда, сумма источников финансирования в проекте меньше на 1,4 трлн руб.: от федерального бюджета – 2,92 трлн, от региональных – всего 61,3 млрд, 7,2 трлн – внебюджетные. Минимальный размер частных инвестиций должен составить 2,1 трлн руб. Подлинность списка подтвердили четыре собеседника «Ведомостей», знакомых с участниками совещания. Это справочный список, подготовленный не для отбора проектов для бизнеса, а для обсуждения способов поддержки компаний, поясняет другой чиновник. Вчера он обсуждался на рабочей группе, к моменту сдачи номера результаты узнать не удалось. Проработанные проекты, которые были бы предложены как бизнес, а не как благотворительность, собрать пока не удалось, говорит чиновник.

Участники проектов могут получить от государства поддержку, следует из документа: субсидии, льготы по земельному и имущественному налогам, субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное финансирование по правительственным программам, снижение таможенных платежей и т. д. Также им обещана «дедушкина оговорка» – неухудшение регуляторных и налоговых условий.

Самая дорогая часть рабочей версии плана – инфраструктурная – стоит около 10 трлн руб. (автомобильные дороги – 2,3 трлн, железные – 1,8 трлн, морской транспорт – 1,6 трлн). Частным инвесторам могут быть предложены, например, проекты транспортного перехода на Сахалин Селихин – Ныш через пролив Невельского (РЖД оценивала минимум в 543 млрд руб. без НДС), морского порта на Сахалине, портового комплекса на острове Южный архипелага Новая Земля (401 млрд), автомобильной дороги «Меридиан» до Казахстана (593 млрд), а также ВСМ Москва – Казань (потребность в частных инвестициях – 1,8 трлн руб.). Большая часть плана – обходы городов, например Сочи, Оренбурга, Волгограда. Их предлагал Росавтодор, но в магистральный план инфраструктуры правительства они не попали. Это список проектов не первой необходимости, а «для совсем хорошей жизни», говорит еще один чиновник.

В металлургию и угольную промышленность предполагается инвестировать 467,4 млрд руб., более половины – в развитие и модернизацию алюминиевых мощностей на Красноярском, Новокузнецком и Иркутском алюминиевых заводах. На топливно-энергетический комплекс предполагается направить чуть более 60 млрд руб. Всего несколько проектов из списка принадлежит частным компаниям: два угольных проекта ММК, экологический проект Evraz и завод «Тулачермет». Также в список включен проект строительства Морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области. Совсем недавно о планах по его строительству заявлял «Новатэк», но стоимость предправления компании Леонид Михельсон публично не называл. Из материалов следует, что строительство терминала оценивается в 60 млрд руб. исключительно внебюджетных инвестиций.

Есть в перечне и мелкие проекты, например реконструкция щитового заграждения «Таракановка» и пруда-отстойника «Нищенка» в Москве – по 1 млрд руб.

Пока чиновники обещают, что компании сами решат, интересно ли им участвовать в том или ином проекте, говорят два человека, знакомых с участниками рабочей группы. Они надеются, что бизнес сможет ответить «нет», а проекты, предложенные компаниями, не забыты. Просто обсуждение началось с инвестиций, необходимых для президентских нацпроектов, объясняет один из собеседников «Ведомостей».

Как именно бизнес мог бы поделиться деньгами, пока не ясно. Сотрудник одной из участвующих в дискуссии компаний говорит, что обсуждается покупка облигаций, не исключено, что вкладывать предложат не компаниям, а их акционерам – из дивидендов и личных накоплений. Это позволит не снижать эффективность компаний, продолжает он, именно поэтому в рабочей группе участвуют акционеры.

В июле Белоусов в письме президенту предложил изъять у 14 компаний металлургической, горнодобывающей и химической отраслей часть доходов, полученных из-за изменения внешней конъюнктуры и ослабления рубля, – свыше 500 млрд руб. Это вызвало резкие возражения со стороны РСПП и компаний, попавших в список. Раскритиковали идею также Минфин и правительство, предложившие вместо этого стимулировать инвестиции бизнеса. В августе на встрече Белоусова и первого вице-премьера Антона Силуанова с руководителями этих компаний было решено, что налоги увеличены не будут, но бизнес добровольно увеличит инвестиции в социально важные проекты.

Представители 17 частных и пяти госкомпаний, входящих в рабочую группу, и Минфина отказались от комментариев, а РСПП – не ответили на запрос «Ведомостей».

Профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин полагает, что история с предложением Белоусова закончится ничем: стороны обменяются списками и разойдутся, может быть договорившись о нескольких незначительных проектах. Бизнес же опасается, что его заставят инвестировать в непрофильные проекты. Белоусов после встречи с компаниями в конце августа предупреждал об общественном осуждении «уклонистов», которые будут наращивать дивидендные выплаты, вместо того чтобы «подставить плечо государству и увеличить инвестиции». «Нам никто не объяснил, будет ли производство стали и рельсов, необходимых для строительства железной дороги, считаться инвестициями в этот проект», – возмущен топ-менеджер одной из компаний, участвующих в рабочей группе. «Бизнесу ничего не говорят и не объясняют. Понятно только то, что «нужно делиться», – сетует он. – Сначала хотели просто изъять деньги. Бизнес пытался объяснить, что такие действия практически уничтожат экономику. Теперь деньги все равно хотят изъять, но так, чтобы это выглядело более цивилизованно».