Статья опубликована в № 4692 от 09.11.2018 под заголовком: Железное слово премьера

Медведев дал второй шанс ВСМ Челябинск – Екатеринбург

Мегапроект сможет снова претендовать на деньги федерального бюджета
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Максиму Акимову, отвечающему в правительстве за инфраструктуру, включить высокоскоростную магистраль Челябинск – Екатеринбург в комплексный план развития инфраструктуры. С копией поручения ознакомились «Ведомости», подлинность подтвердили два федеральных чиновника. Проект можно включить, говорится в документе, вопрос финансирования будет обсуждаться отдельно.

«Есть поручение проработать включение проекта в план, – подтверждает представитель Акимова, – а Минфину и Минтрансу предстоит подготовить предложения о финансировании». Разработать комплексный план развития магистральной инфраструктуры поручил президент Владимир Путин в майском указе, проекты из него должны быть достроены до конца 2024 г. Проект будет внесен в план, подтверждают два участника правительственных совещаний. Но один из них предупреждает: название проекта в плане снабжено звездочкой: есть условие, что строиться высокоскоростная магистраль от Челябинска до Екатеринбурга будет либо на деньги частных инвесторов, либо если организаторам удастся доказать социально-экономическую эффективность этой магистрали.

Эффективность уже посчитана: по данным Центра экономики инфраструктуры (он проводил работы по контракту), в 2021–2034 гг. валовой региональный продукт (ВРП) Челябинской области увеличится за счет эксплуатации высокоскоростной магистрали на 0,9 трлн руб., а ВРП Свердловской области – на 1,12 трлн, еще на 0,1 трлн руб. увеличится валовой продукт других регионов.

Еще в октябре первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов говорил, что достроить этот участок магистрали реально в 2031 г. «Это означало, скорее всего, никогда», – говорит участник правительственных обсуждений проекта. Теперь магистрали фактически дан второй шанс быть построенной в ближайшие шесть лет, продолжает он: попав в план, она сможет претендовать на господдержку. Стоимость проекта – 360 млрд руб., половина средств на этапе строительства требуется из федерального бюджета.

Поручение появилось 22 октября, это ответ председателя правительства на обращение губернаторов Свердловской и Челябинской областей Евгения Куйвашева и Бориса Дубровского, рассказывает чиновник. «Проект включат в план, чтобы не обидеть губернаторов, но это пока не означает, что он будет профинансирован», – предупреждает чиновник. Дальнейший выбор проектов из плана сделает правительственная комиссия по транспорту. «Мы надеемся на включение [высокоскоростной магистрали до Екатеринбурга] в комплексный план, ожидаем, что при возможной корректировке плана проект будет поддержан средствами федерального бюджета», – поделился с «Ведомостям» замгубернатора Челябинской области Руслан Гаттаров.

Высокоскоростные поезда развивают скорость свыше 250 км/ч, по трассе от центра Екатеринбурга до центра Челябинска они доедут за 1 час 10 мин. Сейчас на эту дорогу уходит минимум 3,5 часа личным автотранспортом.

Уральская высокоскоростная магистраль должна стать катализатором региональной экономики, она позволит создать единое экономическое пространство для 5 млн жителей двух мегаполисов, даст импульс развитию уральского промышленного узла, говорит мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. В России нет двух других городов-миллионников, которые бы находились так близко друг от друга, констатирует он.

Железную дорогу будет строить компания «Уральская скоростная магистраль», ее участники – Свердловская и Челябинская области, «РВМ-капитал», Челябинский трубопрокатный завод, Русская медная компания и Магнитогорский металлургический комбинат. В следующем году компания планирует приступить к проектированию, а до конца 2020 г. – пройти государственную экспертизу, сообщил представитель проектной компании.

Прежде в проекте плана магистральной инфраструктуры было два участка высокоскоростных магистралей: один – между Москвой и Казанью, другой – как раз между Челябинском и Екатеринбургом, но в итоговый план попал только участок Москва – Казань. Причина в том, что Аналитический центр при правительстве, который работает как проектный офис вице-премьера Максима Акимова, написал отрицательное заключение на уральский проект, рассказывает участник правительственных совещаний. Индикаторы социально-экономических эффектов высокоскоростной магистрали Москва – Казань оказались выше, чем трассы Екатеринбург –Челябинск, передала через представителя начальник управления госпрограмм Аналитического центра Татьяна Горовая. Уральская магистраль (всего 209 км. – «Ведомости») сравнивалась со всеми участками ВСМ до Казани (всего 770 км), рассказал представитель Аналитического центра. Но в итоговый план попал только один участок магистрали Москва – Казань, от Москвы до Нижнего Новгорода с новым строительством на участке Железнодорожный – Гороховец, а это 300 км.

Бюджетное финансирование высокоскоростного участка Москва – Нижний Новгород тоже под вопросом. В плане развития магистральной инфраструктуры уже три проекта сообщения с Нижним Новгородом, каждый из которых претендует на бюджетное финансирование: платная автодорога, бесплатная (реконструкция М7) и высокоскоростная магистраль, обращал внимание федеральный чиновник. Президент поручил еще раз оценить экономику и обоснованность высокоскоростного участка Москва – Нижний Новгород, говорил сотрудник администрации президента «Ведомостям»: будет произведена оценка планов пассажиропотока и грузового потока, не совпадают ли они у этих трех транспортных проектов. Решение будет принято до конца года, говорил чиновник: «Отношение положительное, но нельзя дублировать проекты».

Уральская высокоскоростная магистраль не рассматривается как альтернатива проекту Москва – Казань, скорее, как дополнение, сказал участник правительственных совещаний. Представители Минтранса и Минфина не ответили на вопрос, представитель РЖД от комментариев отказался.

Дорога Челябинск – Екатеринбург – более подъемная история, уверен партнер КПМГ Степан Светанков: исполнить ее проще, потому что относительно небольшое расстояние, не требуется разгон до 400–450 км/ч, можно обойтись скоростями в 300 км/ч, а это позволит существенно снизить расходы на 1 км, как следствие – привлечь финансирование будет проще. У проекта может появиться стабильный пассажиропоток, замечает он, но наверняка понадобится и господдержка – без этого частных инвесторов вряд ли удастся вовлечь, резюмирует он.

Читать ещё
Preloader more