Экологический оператор объяснил, чем поможет мусорной реформе

Он будет софинансировать проекты и помогать с льготным лизингом
Отдельное направление финансового стимулирования отрасли – это обустройство контейнерных площадок/ Ярослав Чингаев для Ведомостей

«Российский экологический оператор» (РЭО) готов софинансировать проекты, если у инвестора есть подтвержденное финансирование минимум на 50%, рассказал гендиректор компании Денис Буцаев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. В «нулевой» день форума сразу три мероприятия были посвящены реформе обращения с отходами.

Собраны заявки почти от 60 регионов на 101 млрд руб., рассказал Буцаев, это проекты, связанные со строительством комплексных инфраструктурных объектов: сортировка мусора, перегрузка, утилизация, мусорные полигоны. Если строить только полигоны, то целевых показателей нацпроекта «Экология» не достигнуть, объяснил Буцаев. По нацпроекту, доля обрабатываемого мусора к 2024 г. должна увеличиться с 12% до 60%, а перерабатываемого – с 7% до 36%.

Всего на реформу отрасли потребуется привлечь порядка 300 млрд руб., говорил ранее Буцаев.

Форма проекта не имеет значения – это может быть инвестиционный, концессионный или иной формат государственно-частного партнерства (ГЧП), сказал Буцаев, источники финансирования тоже – региональные, муниципальные, собственные, заемные.

РЭО со своей стороны готов предоставить деньги по субсидированной ставке и на долгий срок: от 15 лет по ставке в разы меньшей рыночной, которая сейчас в среднем 10,5–11%. Долг РЭО в структуре проекта может быть младшим, то есть иметь меньший приоритет при возврате, чем деньги инвесторов или банков.

Принципы, по которым будут отбирать проекты, претендующие на такое софинансирование, прорабатываются, уточнил Буцаев. Обсуждаются такие: наличие инвестора с подтвержденным финансированием не менее 50%, защищенная технико-экономическая модель, и поскольку источник возврата вложений – инвестиционная составляющая в тарифе, то модель нужно согласовать с властями региона. Подарков в виде невозвратного финансирования инвесторам ждать не нужно, подчеркнул Буцаев. РЭО не будет использовать вхождение в капитал как самостоятельную меру поддержки, а только как дополнение к возвратному софинансированию.

Первые 20 проектов РЭО обещает отобрать уже в июне и еще 80 до конца года.

Отдельное направление финансового стимулирования отрасли – это обустройство контейнерных площадок. Минприроды и РЭО готовят предложения о выделении субсидии регионам, чтобы они привели в порядок старые и создали и оборудовали новые места сбора мусора.

Планируется выделить около 5 млрд руб., сказал министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин (цитата по Интерфаксу), «скорее всего, эти деньги будут просто доводиться до субъекта {федерации}». Финансирование будут получать регионы, показывающие лучшую динамику сбора платежей за обращение с отходами.

В общей сложности на оборудование площадок во всех регионах России требуется около 40 млрд руб., сказал Кобылкин. Поэтому также планируется программа лизинга. Мусорные контейнеры невозможно взять в лизинг отдельно, пояснил Буцаев, поэтому РЭО предлагает присоединить их к мусоровозам: на один мусоровоз 40 контейнеров.

У региональных операторов острая нехватка мусоровозов, объяснил Буцаев, а программы льготного лизинга, подобной той, которая действует для сельхозтехники, нет. РЭО предлагает запустить такую программу. Условия будут не хуже, а в некоторых случаях даже лучше, чем для сельскохозяйственной техники, пообещал Буцаев. «Мы предлагаем субсидированную процентную ставку, пониженный первоначальный взнос и длительные условия лизинга», – рассказал Буцаев. Программа, по его словам, должна заработать «в самое ближайшее время». Уже есть договоренность с крупнейшими игроками российского рынка о том, что они будут конкурировать за региональных операторов. По программе может быть получено порядка 8000 мусоровозов – как на шасси КАМАЗа, так и на более дорогих. Но они должны производиться в России, подчеркнул Буцаев.

Предложения РЭО о софинансировании действительно привлекательные, сказал «Ведомостям» совладелец регионального оператора «Хартия» Игорь Чайка. «Хартия», по его словам, уже обсуждает с РЭО возможное сотрудничество.

За 2010–2019 гг. было всего 20 проектов на 30 млрд руб. в сфере коммунальных отходов, сказала в выступлении исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. Транспортные концессии, по ее словам, ушли гораздо дальше вперед во многом благодаря тому, что власти ведут себя по-другому. Пока деньги не идут в отрасль, поскольку не гарантирован их возврат, констатирует она.