Минфин и ФАС поспорили об оптимизации госзакупок

Министерство и служба подготовили поправки в закон о федеральной контрактной системе
Дмитрий Астахов / ТАСС

Минфин подготовил законопроект с поправками в закон о федеральной контрактной системе. Среди ключевых предложений – существенное сокращение способов закупок, предквалификация участников и реформа процедуры обжалования. Законопроект проходит межведомственное согласование, а в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже заявили, что подготовили свой законопроект.

Громоздкую систему из 11 способов закупок Минфин предлагает сократить до трех наиболее распространенных: конкурс, аукцион и запрос котировок. Исключаются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений – эти способы во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса, считают в ведомстве. Также предлагается при определении поставщика открытым конкурентным способом избавить заказчика от необходимости дополнительно составлять документацию о закупке и позволить формировать только извещение об осуществлении закупки. Закрытые способы закупок законопроектом Минфина предлагается перевести в электронную форму, за исключением тендеров, подпадающих под государственную тайну.

Еще одним нововведением в сфере госзакупок может стать «универсальная стоимостная предквалификация», по которой к участию в тендерах стоимостью свыше 20 млн руб. допустят только участников с опытом исполнения государственного или муниципального контракта в размере не менее 20% от начальной или максимальной цены. В Минфине поясняют, что такая мера направлена, в частности, на исключение участия в закупках фирм-однодневок. Кроме того, обжаловать результаты тендера с ценой свыше 20 млн руб. смогут только участники с опытом исполнения контракта не менее 20% от начальной цены контракта на эту закупку. Так будет исключено обжалование закупок «профессиональными жалобщиками», отмечают в Минфине. Процесс обжалования предлагается перевести в электронную форму с использованием единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Минфин указывает, что законопроект проходит межведомственное согласование.

Законопроект решает определенное количество стоящих перед госзаказом задач, но ряд его положений – весьма спорные, требующие дополнительного обсуждения, заявил «Ведомостям» замруководителя ФАС Михаил Евраев. По его словам, несколько ключевых вопросов госзаказа в законопроекте не решены, в связи с чем он требует существенной доработки. «ФАС подготовила по этим вопросам предложения, в том числе соответствующий законопроект. Необходимо будет в комплексе обсуждать эти два законопроекта и сделать из них единый законопроект, который упростит систему и качественно изменит ситуацию в госзаказе в лучшую сторону», – сказал Евраев.

В марте 2019 г. ФАС выступила с рядом предложений по реформе госзаказа. В частности, было предложено сократить способы госзакупок путем исключения таких избыточных способов, как запрос предложений, проведение двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием. Также ФАС предлагала ввести предквалификацию участников, перевести обжалование в ЕИС и разрешить госзаказчику расторгать контракт, только если поставщик признан недобросовестным и внесен в реестр.

В Федеральном казначействе сообщили, что законопроект к ним поступил. Стратегически казначейство работает в одном векторе с Минфином, но тексты потребуют еще калибровки, сообщила замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе (слова передал представитель). Изменения в законодательство связаны с Единой информационной системой закупок (ЕИС) – служба дорабатывает ее после того, как меняется законодательство. Сейчас казначейство кроме предложений по тексту анализирует, как наиболее эффективно распределить эти поправки по срокам реализации в ЕИС, учитывая при этом необходимость доработки площадок и регионального закупочного электронного документооборота, где оцифрованы процессы, предшествующие процессам в ЕИС, отметила Катамадзе.

«Нормативно-правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд уполномочен осуществлять Минфин», – отвечает представитель министерства. В Минфин поступало множество предложений по оптимизации контрактной системы, в том числе от ФАС, чья роль – контроль в сфере закупок.

Многие вопросы обсуждались на рабочих группах, продолжает представитель Минфина. Механизмы обжалования и универсальной предквалификации прорабатывались отдельно на специальной рабочей подгруппе при президиуме Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, где также присутствовали представители ФАС. Практически все предложения, которые обсуждались на рабочих группах, вошли в законопроект, отмечает представитель Минфина. А предложение о взимании платы за необоснованные жалобы межведомственной рабочей группой не поддержано, поэтому Минфином не прорабатывается, сказал он. 

ФАС давно отказалась от идеи платы за необоснованные жалобы, отвечает Евраев. Но в законопроекте Минфина, к сожалению, нет ключевых предложений ФАС по качественному улучшению ситуации в сфере госзаказа, подчеркивает он, именно поэтому служба подготовила дополнительный законопроект.