Производство автокомпонентов и фюзеляжей самолетов под угрозой

Ограничения в Китае коснулись производства 85% мирового магния
На Китай приходится до 87% мирового производства магния/ Barcroft Media via Getty Images

Мировые автопроизводители уже в 2022 г. могут столкнуться с новой угрозой после дефицита полупроводниковых микросхем – нехваткой магниево-алюминиевых сплавов. Причина – дефицит магния, который спровоцирован падением его производства в Китае на фоне попыток властей страны сократить энергопотребление. Об этом 19 октября пишет Financial Times (FT) со ссылкой на отчет BofA Securities. Угрозу дефицита магния открыто подтверждают представители металлургической индустрии в своих заявлениях.

«Нехватка магния может спровоцировать дефицит магниево-алюминиевых сплавов, что, в свою очередь, также может сказаться на производстве автомобилей», – цитирует FT доклад аналитиков BofA Securities. Магний в таких сплавах делает изделия более прочными и легкими. «Магний используется во многих легированных сплавах металлов, которые необходимы для производства различных автокомпонентов», – говорит директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

На Китай приходится до 87% мирового производства магния, что делает его почти полным монополистом, отмечает европейская ассоциация European Aluminium (EA, объединяет Norsk Hydro, Rio Tinto и Alcoa). Сама Европа почти полностью свернула производство магния из-за более дешевого предложения из КНР и теперь на 95% зависит от китайских поставок.

Этот металл в Китае выпускается путем сплавления доломита с ферросилицием в специальной реторте, разогреваемой за счет горения угля, природного газа или электрической дугой, говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. Такой способ отличается низкими издержками, благодаря чему китайские компании за последние 25 лет выбили с глобального рынка почти всех конкурентов, вынужденных закрывать свои магниевые предприятия, разъясняет эксперт. У китайцев затраты энергии при их способе выпуска магния выше, чем при электролизе на производствах вне КНР, однако за счет дешевой рабочей силы и сырья (доломитов) себестоимость выпуска магния оказывается ниже.

В Китае производство магния в основном сосредоточено в районе города Юйлинь в провинции Шэньси. В сентябре этого года местные власти приняли решение закрыть 35 из 50 магниевых заводов, а остальным предписали сократить производство на 50%, сообщает FT. Производство магния является высокоэнергоемким – на 1 т требуется до 40 МВт ч электроэнергии по сравнению с 16 МВт ч на 1 т алюминия. Магний трудно хранить – он начинает окисляться уже через три месяца. Поэтому имеющиеся запасы могут как истощаться, так и приходить в негодность, в целом создав ощутимый дефицит к концу года, если Китай не нарастит производство, пишет FT.

Одной из первых в конце сентября забила тревогу в связи с дефицитом магния EA. Она обратилась к властям ЕС и его стран-членов с призывом срочно проработать этот вопрос с Пекином, опасаясь, что свои сокращающиеся запасы магния он направит не на экспорт, а на внутреннее потребление. 6 октября немецкая торговая ассоциация цветных металлов WV Metalle призвала правительство ФРГ срочно начать переговоры по магнию с Китаем. По оценке WV Metalle, запасы магния в ФРГ могут истощиться уже к концу ноября. 15 октября похожее заявление сделала американо-канадская Matalco Inc. – один из лидеров отрасли по производству таких сплавов.

Спад выпуска магния в Китае и сокращение его вывоза за пределы страны либо логистические трудности с его поставками могут в горизонте ближайших 3–4 месяцев привести к усугублению кризиса в глобальном автопроме и вызвать острый дефицит магния в остальных отраслях, продолжает Хазанов. Нехватку частично могут компенсировать конкурирующие с китайцами производители, хотя полностью заменить Китай они вряд ли смогут, говорит эксперт.

В результате магниевые производства остались лишь в США, Израиле и странах СНГ, тогда как от стабильности поставок магния из КНР зависят автомобилестроение, авиация, приборостроение и ряд других отраслей промышленности в Северной Америке, Европе и Азии, резюмирует Хазанов. В России есть свое производство магния, причем одно из крупнейших мире, говорит Удалов. Вопрос в производстве китайских компонентов – насколько они используются для импортируемых и производимых у нас автомобилей, продолжает эксперт. «Я думаю, что глобального влияния на наш автопром это [дефицит магния из Китая] не окажет», – сказал он.

Глобальный дефицит магния может затронуть не только автопром. Для таких авиапроизводителей, как Airbus и Boeing, дефицит магния будет означать как минимум рост издержек, считает Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт». По словам Пантелеева, алюминиево-магниевые сплавы – один из основных материалов при производстве фюзеляжей самолетов. Существует тенденция к постепенной замене их композитными материалами, но, если представить себе, что предложение магния внезапно исчезнет, заменить их нечем.

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский