Малоимущие получат 40% всех соцвыплат в 2023 году

На пособия с учетом нуждаемости в следующем году будет направлено 1,1 трлн рублей
Сергей Бобылев / ТАСС

В 2023 г. 40% расходов бюджета на соцвыплаты, не считая пенсий, будут назначены с учетом финансовой обеспеченности их получателей. Такую цель поставил Минфин, следует из материалов к проекту бюджета на следующие три года. Это повысит адресный характер мер социальной поддержки граждан, следует из документа.

Сейчас критерии нуждаемости применяются при назначении четырех видов поддержки: единых денежных выплат семьям с детьми от 3 до 7 и от 8 до 17 лет, беременным женщинам, одиноким родителям с детьми от 8 до 17 лет, следует из проекта Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики Минфина на следующие три года. Но финансовую обеспеченность будут учитывать и при предоставлении нового вида поддержки – универсального пособия. Оно должно объединить все четыре вида выплат, которые рассчитываются с помощью критериев нуждаемости.

В 2023 г. на универсальное пособие предусмотрено 520 млрд руб., на поддержку семей с детьми от 3 до 7 лет будет выделено 159,6 млрд руб., от 8 до 17 лет – 419,4 млрд руб., одиноким родителям с детьми – 2,2 млрд руб., беременным – 2,3 млрд руб. Таким образом, с учетом критериев нуждаемости в 2023 г. будет предоставлено 1,1 трлн руб.

С 2024 г. универсальное пособие заменит все эти виды выплат.​ Расходы на него через два года составят 1,2 трлн руб., в 2025 г. – 1,3 трлн. Правительство утвердило комплексные критерии нуждаемости в этом году. Механизм был опробован в 2021 г. при назначении пособий для семей с детьми от 3 до 7 лет, затем его внедрили на постоянной основе при новых выплатах – на детей от 8 до 17 лет. О запуске этого инструмента поддержки президент России Владимир Путин объявил 8 марта 2022 г. – с самого начала он был предназначен для граждан с небольшими доходами. Начисления стартовали с 1 мая.

При выдаче пособия применяются следующие критерии нуждаемости: учитываются доходы (они должны быть менее величины прожиточного минимума в регионе на члена семьи в месяц) и имущество (недвижимость, транспортные средства, вклады). Кроме того, вводится обязательное условие наличия заработка – так называемое правило нулевого дохода, когда родители не могут получить выплату, если они не работают без объективных причин (среди них – уход за детьми в многодетной семье, за ребенком до 3 лет, регистрация в качестве безработного).

В июле «Ведомости» писали, что больше половины семей получили отказы в выплате пособий на детей от 8 до 17 лет из-за несоответствия критериям нуждаемости. Основной причиной отказа стало превышение минимального дохода семьи для получения поддержки. В Минтруде тогда заявили, что министерство ведет мониторинг обратной связи граждан, с учетом этого проводится работа по донастройке комплексной оценки нуждаемости, а также информационная работа по разъяснению правил предоставления помощи.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Критерии помогли

Публичных оценок доли выплат, назначенных с учетом критериев нуждаемости, власти не делали. Согласно проведенному Счетной палатой в 2020 г. анализу, около 20% малоимущих домохозяйств находилось за пределами государственной политики, в их отношении не существовало каких-либо форм поддержки.

Основная категория пособий, в целях назначения которых последовательно внедряется критерий нуждаемости, – выплаты семьям, имеющим детей, сообщил «Ведомостям» представитель Счетной палаты. К 2022 г. не охваченной помощью категорией оставались семьи с детьми старше 7 лет (кроме семей с единственным родителем), этот пробел исправлен и с 1 мая выплата производится нуждающимся семьям с детьми от 8 до 17 лет, добавил он. Все пособия назначаются с учетом комплексной оценки нуждаемости и дифференцированы по размерам. Численность бедных в России во II квартале 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась до 12,1% с 12,5% в том числе благодаря введению новых детских адресных пособий, подчеркнул представитель Счетной палаты.

До 2022 г. доля расходов на адресные меры социальной поддержки была ниже и составляла около 25%, оценила директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. Но с апреля, когда были введены новые пособия для семей с детьми от 8 до 17 лет, процент увеличился, считает она.

Без учета критериев нуждаемости из федерального бюджета финансируются, например, пособия по уходу за ребенком для матерей, которые не были трудоустроены, по безработице и единоразовые выплаты при рождении детей, напомнила Овчарова.

Универсальная нуждаемость

22 сентября премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал унификацию всех выплат для семей с низкими доходами. Универсальное пособие объединит выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, пособие по уходу за ребенком до полутора лет для незастрахованных матерей, выплаты на первого и на третьего ребенка, на детей от 3 до 7 и от 8 до 17 лет, пояснял ранее представитель Минтруда.

1,2 трлн руб.

составят с 2024 г. расходы на универсальное пособие, которое заменит все эти виды выплат

Размер пособий составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума, в среднем это от 7000 до 14 000 руб.

Министр труда и соцзащиты Антон Котяков оценивал, что выплаты универсального пособия в 2023 г. охватят около 10 млн детей, из федерального и регионального бюджетов на эти цели выделят 1,7 трлн руб.

В тех семьях, где дети родились или родятся до 31 декабря 2022 г., родители смогут по своему выбору получать пособия по старым правилам или перейти на универсальное пособие, добавил Котяков.

По всей видимости, именно универсализация пособий должна существенно повысить адресность выплат, хотя и планка в 40% от всех соцрасходов – довольно амбициозная задача, полагает доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Механизм назначения выплат нуждается в оптимизации и упрощении, полагает эксперт. Но не столько ради экономии, сколько для более эффективного и целевого администрирования. «У нас зачастую граждане не знают, на какую помощь со стороны государства они могут рассчитывать. И сейчас важно сделать эту систему единой и прозрачной», – добавляет она.

Система критериев нуждаемости отвечает принципам социальной справедливости, за исключением временного интервала, который используется для оценки доходов семьи, считает Овчарова: финансовое состояние в текущем периоде может значительно отличаться от доходов, которые домохозяйство получало год назад. Согласно действующим правилам, учитываются доходы семьи за 12 месяцев, предшествовавших четырем месяцам до подачи заявления. Например, если семья подала заявление в мае 2022 г., то учитывали доходы с января 2021 г. по декабрь 2021 г. Кроме того, важно работать над технической стороной вопроса и быстро устранять недостатки информационной системы, если они есть, считает Овчарова.

Более того, ранее порог входа для получения пособия на детей до 3 лет «был более щедрым»: он был равен двум прожиточным минимумам и не включал в себя критерии нуждаемости, напомнила Овчарова. Впрочем, во время переходного периода семьи могут оставить прежние критерии, но только до того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, подчеркивает она. Стимулом для перехода на новую систему станет возможность использовать материнский капитал на пособия, отмечает эксперт.