Банки хотят онлайн-канал для связи с Минобороны по мобилизованным

Центром сбора данных по господдержке призывников должна стать ФНС
Кредиторы хотят автоматизировать обмен данными между Минобороны, кредиторами и мобилизованными/ Донат Сорокин_ТАСС

Национальный совет финансового рынка (НСФР) предлагает автоматизировать обмен информацией между банками, микрофинансовыми организациями (МФО), работодателями и Минобороны – это нужно, чтобы оперативно подтверждать статус мобилизованного и предоставлять ему кредитные каникулы. Об этом говорится в письме НСФР председателю правительства Михаилу Мишустину. «Ведомости» с ним ознакомились, подлинность подтвердил председатель НСФР Андрей Емелин. Представитель аппарата правительства сказал, что письмо им пока не поступило.

Банки и работодатели могут не обладать актуальной информацией о конкретном месте службы заемщика или работника, обращают внимание в НСФР. Там предлагают предоставить доступ к государственным информационным системам с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Возможность направления через СМЭВ централизованного запроса в министерства и ведомства кредиторы считают «принципиально важной». Среди ведомств НСФР перечисляет Минобороны, Росгвардию, воинские формирования и прочие органы из закона «Об обороне».

Среди необходимой для кредиторов и работодателей информации НСФР называет сведения о текущем статусе военнослужащего, даты начала и завершения его участия в спецоперации, истечения срока контракта и мобилизации. Доступ к этим данным НСФР просит предоставлять в том числе в рамках повторных запросов для получения актуальных данных.

Но реализация инициативы по доступу к информации через СМЭВ – «довольно длительный процесс», говорится в письме. Поэтому НСФР предлагает внедрить альтернативный онлайн-канал для взаимодействия кредиторов и работодателей с ведомствами. Это может быть выделенный адрес электронной почты и номера телефонов ответственных сотрудников. В рамках соглашений с банками об информационном обмене НСФР также предлагает установить перечень информации, которой указанные органы будут обмениваться с кредиторами, а также порядок такого обмена.

Предложенный подход снизит операционную нагрузку на банки и обеспечит оперативное получение достоверной и объективной информации о мобилизованных. Также это сократит время рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семей, связанных с предоставлением им кредитных каникул. Как отмечает в письме НСФР, закон о кредитных каникулах сейчас не описывает порядок получения кредиторами подтверждения достоверности информации об участии заемщика в спецоперации.

Впрочем, власти уже работают над автоматизацией процесса подтверждения статуса мобилизованных для предоставления им специальных преференций. Как ранее писали «Ведомости», обмениваться информацией будут Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минобороны. Как пояснял источник, близкий к правительству, ФНС будет отвечать за определение, кому полагаются льготы, причем не только налоговые. Налоговая служба станет «единым окном сбора мер поддержки». Главная цель установления обмена – в автоматизации процесса, но возможность подать заявление самостоятельно сохранится, уточнил источник.

В НСФР «всемерно поддерживают» эту инициативу, которая четко указывает, что процесс автоматизации и систематизации информационного обмена уже идет, сказал «Ведомостям» Емелин. По его словам, появление такого сервиса создает универсальную базу, подключение к которой иных уполномоченных субъектов станет лишь делом техники.

Нужен единый формат

С принятием закона о каникулах сформировался широкий круг потенциальных получателей льгот, который с учетом членов семей мобилизованных, по самым скромным подсчетам, составляет не менее 1 млн человек, отметил Емелин. В каждом случае банку необходимо получить подтверждение права на льготу от одного из указанных в законе ведомств. Сейчас эта коммуникация происходит в ручном режиме, обращает внимание Емелин: это не позволяет решать вопросы достаточно оперативно и, самое главное, автоматизированно. Чтобы у всех банков – и системно значимых, и небольших региональных – система работала четко, нужен единый формат информационного обмена и система.

Обращения от участников рынка уже поступают, объяснил Емелин, потому что у заемщиков нет подтверждающих документов, а у банков – сервиса, поэтому информационный обмен каждая организация вынуждена строить индивидуально.

Как работают кредитные каникулы

7 октября банки начали принимать заявки на кредитные каникулы по потребкредитам и ипотеке от мобилизованных граждан и членов их семей. Закон дает право получить отсрочку платежей (или уменьшить их размер на льготный период) гражданам, которые до мобилизации или участия в спецоперации взяли кредит или микрозаем. Обратиться за каникулами также могут члены их семей, включая супругов, и лица, находящиеся на иждивении. Подать заявление можно до 31 декабря 2023 г.
Кредитные каникулы предоставляются по заявлению на срок службы по контракту или участия в спецоперации плюс 30 дней. Закон подразумевает, что основной критерий при рассмотрении заявок – наличие документов, подтверждающих факт призыва. Но если заемщик не смог предоставить документы в момент обращения, банк, МФО или другой кредитор сам запросит их в Министерстве обороны либо другом ведомстве.
Кредитор должен рассмотреть требование о каникулах (его можно подать по телефону, электронной или обычной почте) в течение 10 дней. Отказать он может только в том случае, если не подтвердится, что человек действительно был мобилизован или участвует в спецоперации. Если человек не получил в течение 15 дней подтверждение или отказ, то кредитные каникулы считаются действительными с момента направления заявления.

Финансовый рынок действительно ждет, когда наладится документооборот между органами, которые командируют людей, и кредиторами, которые должны каждый день отвечать на вопросы мобилизованных, контрактников и прочих военнослужащих, соглашается председатель совета СРО «Мир» Эльман Мехтиев. По его словам, плюс идеи НСФР в том, что СМЭВ – это защищенная государственная система с готовой инфраструктурой и жестким допуском. Минус – к системе подключено крайне малое количество финансовых организаций, говорит Мехтиев. Правда, признает он, других вариантов решения пока не звучит, хотя проблема касается абсолютно всех кредиторов – банков, МФО и коллекторов. Но столкновение с проблемами и нужда в уточняющих вопросах – это стандартная практика работы с законами, которые написаны на коленке в срочном порядке, резюмирует эксперт.

В Центробанке ответили «Ведомостям», что изучат предложения НСФР в случае их поступления в Банк России.