Статья опубликована в № 2733 от 15.11.2010 под заголовком: Недосчитались $104 млн

Швейцарский страховщик переоценил Россию

Группа Zurich признала, что ее оценка российского страхового рынка оказалась слишком оптимистичной. Снижение прогноза прибыли российской «дочки» привело к списанию $104 млн и падению прибыли головной компании
Сбавили обороты. 3,5

миллиарда рублей составил объем премии, собранной «Цюрихом» в первом полугодии (данные ФССН)

8,5

миллиарда рублей премии получил «Цюрих» в 2009 г.

10,5

миллиарда рублей премии собрала компания в 2008 г.

«Цюрих»

страховая компания. владелец – Zurich Financial Services. страховые премии – 3,5 млрд руб. (1-е полугодие 2010 г.). страховые выплаты – 3,1 млрд руб.

Прибыль от операций по общему страхованию группы Zurich Financial Services за 9 месяцев по сравнению с январем – сентябрем прошлого года сократилась на 22% до $2 млрд. Одна из причин – списание в III квартале goodwill в размере $104 млн в России, говорится в отчетности Zurich.

Как правило, goodwill включается в общую сумму сделки вместе с ценой приобретаемой компании, оценка этого показателя зависит от ожиданий покупателя: какими будут перспективы актива в рыночных условиях, говорит представитель Zurich. Так было и в случае с «Настой» (прежнее название «Цюриха», российской «дочки» Zurich). Zurich недосчитался прибыли из-за того, что был слишком оптимистичен в отношении России, говорит менеджер группы.

Списание $104 млн – результат пересмотра прогнозов прибыли от российских операций, объясняет представитель Zurich. Прогнозы, продолжает он, пересмотрены в связи с сокращением российского автомобильного рынка более чем на 50%, что привело к резкому снижению объемов премий компании по автострахованию, основному бизнесу «Цюриха». Поэтому бизнес-план, сделанный на момент покупки компании, не может быть выполнен, резюмирует представитель Zurich.

Zurich стал основным владельцем «Насты» весной 2007 г., когда купил 66% долей в компании у бизнесмена Михаила Николаева. Сделка прошла в несколько этапов, и вся компания обошлась швейцарцам в $465 млн, при том что в 2007 г. Zurich оценивал «Насту» в $438 млн. Стоимость goodwill в сделке с «Настой» Zurich не раскрывает.

«У нас агрессивные и амбициозные цели по развитию бизнеса в России, – говорил «Ведомостям» экс-гендиректор Zurich Джеймс Широ в 2008 г. – Я хочу, чтобы наша компания входила в первую пятерку страховщиков по собираемой премии, но задача роста ради самого роста не стоит».

С тех пор менее амбициозной материнская компания не стала, хотя с 2009 г. «Цюрих» сократил сеть филиалов в России почти вдвое. «Наша главная цель – стать лучшим страховщиком на российском рынке», – подчеркивает представитель Zurich.

Премии тоже падают (см. врез). «Мы фокусируемся на прибыльных линиях бизнеса», – объясняет представитель группы. По его словам, Zurich по-прежнему верит в будущее российского рынка и продолжает по мере необходимости инвестировать в российские операции.

Российские страховщики по-разному оценивают перспективы нашего рынка. Если в этом году он вырастет, наверное, на 4–5% (рыночное страхование сократилось, а обязательное – выросло), то в следующем году ему некуда расти физически, полагает гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. Президент «Ренессанс страхования» Борис Йордан видит явные признаки восстановления: «Во-первых, в автостраховании, что отчасти связано с ростом продаж новых машин. Во-вторых, растет страхование банковских залогов – оживает кредитование. И наконец, растет страхование жизни заемщиков в рамках потребкредитов и ипотеки».

Впрочем, далеко не каждой компании под силу не только расти, но и строить долгосрочные планы. Более 60% страховщиков не смогут выжить после 2012 г., когда им придется увеличить уставный капитал, предупредил руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать