Вьюгин: для России потеряны справедливые конкуренция и суд

Полной равноудаленности бизнеса от государства нет нигде в мире, возражает замминистра Клепач.
Д.Гришкин

Полной равноудаленности бизнеса от государства нет нигде в мире, возражает Вьюгину замминистра Клепач. Президент ЦСР Михаил Дмитриев предрек политическую перестройку вместо запрошенных премьером Путиным 10 лет стабильности.

Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин на круглом столе «Ведомостей» «Россия после кризиса: вызовы и возможности десятилетия» отметил, что для большинства экономик рост связан либо с притоком капитала, либо с экспансией экспорта, либо с тем и другим вместе. «Я не нашел убедительных аргументов в пользу того, что может быть опережающий рост на инновациях, на внедрении передовых технологий. Инновации стоят дорого, а внедряются мгновенно и становятся доступны всем — тот, кто их создает, пользуется преимуществом лишь короткий период времени», - говорит Вьюгин. По его мнению, главная проблема — институциональная.

Для России потеряны две важнейшие вещи, мешающие постоянному долгосрочному притоку инвестиций, отмечает много лет проработавший в Министерстве финансов и Центробанке Вьюгин. «Первое — справедливая конкуренция, второе — справедливый суд. Государство не встало на защиту этих принципов, бизнес ищет защиту в чужих юрисдикциях. Поэтому огромный потенциал для ускоренного развития экономики - в существенном улучшении функционирования институтов. Нужно равноудалить государство от бизнеса, чтобы все были равны перед регулятором и перед судом», - резюмирует Вьюгин.

Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач поспорил с утверждением о приоритетности институтов, напомнив, что до кризиса экономика росла на 7% в год, доходило и до 8%, но институты вряд ли были лучше, чем сейчас. «Это не означает, что они [институты] не важны. Другое дело, что наличие хороших институтов совсем не обязательно означает наличие факторов роста. Полной равноудаленности бизнеса нет нигде - ни во Франции, ни в Германии, в России просто круг равноудаленных уже», - разъяснил Клепач.

Среди других условий роста Клепач сослался на коэффициент фондов, характеризующий степень социального расслоения населения. Для России разрыв между бедными и богатыми — 17-18 раз, и это тоже вызов, отмечает замминистра, это «фактор не только социальный, но и фактор экономического роста, если мы хотим создать умную экономику». Четверть всех занятых в экономике работают в здравоохранении, образовании и науке, где зарплата ниже средней по стране, — часть общества, которая должна создать интеллектуальную экономику, является необеспеченной, добавляет Клепач.

«Экономика не может быть инновационной, если интеллектуальный класс является бедным и, по нашим расчетам, таким может остаться в рамках консервативной модели развития. Поэтому, когда говорим об инновациях, это вопрос не сколько денег вкладывать, это вопрос другой социальной структуры общества, определенного социального переворота. Если эту задачу сможем решить, будет инновационная экономика и более социально стабильное общество», – резюмирует Клепач.

Заместитель министра финансов Оксана Сергиенко сообщила, что сегодня структура государственных расходов не соответствует целям модернизации — было принято много решений по увеличению социальных расходов, трат на ОПК, которые «не дадут динамично расти расходам на инновации, образование, инфраструктуру».

Президент ЦСР Михаил Дмитриев обратил внимание на «еще одну неприятную вещь - утрату политической стабильности»: «Как в начале XX в. она была следствием появления нового класса — пролетариата, так и сейчас появился новый городской класс, политически не представленный и настроенный оппозиционно. Уровень развития общества перерос существующую систему. Поэтому нас ждет не десятилетие стабильности, а 10 лет адаптации политической системы».

Премьер-министр России Владимир Путин 20 апреля, выступая перед Госдумой с отчетом о работе правительства в 2010 г., заявил, что стране «необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешенных на неоправданном подчас либерализме или социальной демагогии».