Что получат клиенты страховщиков от изменений в регулировании?


Новый контролер и новый подход. Что получат клиенты страховых компаний от изменений в регулировании страхового рынка.

В начале марта Федеральная служба страхового надзора (ФССН) была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам. К контролеру финансовых рынков перешли все функции, выполняемые ранее страховым надзором. В апреле новым руководителем ФСФР назначен замминистра финансов Дмитрий Панкин.

Мы попробовали разобраться, на что могут рассчитывать потребители страховых услуг в результате этих изменений. Ведь основной целью государственных надзирателей должно стать построение системы, которая обеспечивает защиту на подконтрольных рынках интересов государства и, главное, граждан – потребителей товаров или услуг.

За защиту потребителей страховых услуг можно абсолютно обосновано поставить предшественнику, ФССН, оценку неудовлетворительно. Запросы службы о нарушении страховыми компаниями прав клиентов действовали лишь на некрупных участников рынка, которые нередко исполняли свои обязательства перед клиентом после поступления запроса или предписания ФССН.

Среди крупных участников рынка приобрела большую популярность другая реакция на запросы службы по жалобам клиентов, суть которой сводилась к тому, что страховая компания называла свое решение обоснованным. Если клиент с ним не согласен, он может обратиться в суд. Служба ведь не имеет полномочий вмешиваться в отношения страховой фирмы и ее клиента. Что служба и делала, направляя пожаловавшимся ответы, в которых расписывалась в отсутствии полномочий, и перенаправляла жалобщиков в суды. При этом ФССН отчитывалась о сокращении жалоб страхователей и потерпевших. Хотя причина была вовсе не в улучшении дисциплины выплат страховыми компаниями, а в неэффективности самой службы. Зачем клиенту, права которого нарушены, тратить более месяца на обращение в службу, если результата все равно не будет? Поэтому клиенты страховых фирм сразу подавали иски в суды. Тем самым неудовлетворительная работа службы стала причиной все возрастающей загрузки судов страховыми спорами.

Повторюсь, что целью деятельности любого государственного органа является защита интересов государства и его граждан. Чего же ждут граждане – потребители страховых услуг от государства в лице президента и правительства, которые в последнее время уделили ранее невиданное внимание страховому рынку?

1. Изменения законодательства о страховании с учетом не только мнения страховых компаний, как это делалось ранее, но и с привлечением клиентов страховых компаний или их представителей.

2. Сокращения сроков принятия действенных мер (штрафы, в том числе оборотные, отзыв лицензий и т.п.) и решений по защите интересов клиентов страховых фирм.

3. Раннего диагностирования проблем с платежеспособностью страховщиков и принятие мер по ним. Создания системы финансового гарантирования исполнения обязательств перед клиентами страховых компаний.

Со своей стороны, мы готовы сообщать мегарегулятору о нарушениях прав и интересов страхователей, а также законодательства. Для начала 18 апреля ФСФР было передано от имени клиентов шесть жалоб на нарушения их прав, которые были подтверждены вступившими в законную силу решениями суда. В таком случае страховая компания уже не сможет переиграть ФСФР, отослав клиента в суд, – нарушение законодательства и прав клиентов уже нашло свое окончательное подтверждение.

Все клиенты страховых компаний ждут одного – исполнения страховыми компаниями своих обязанностей по заключенным договорам своевременно и в полном размере. А добиться этого предельно просто. Нужно сделать так, чтобы страховым компаниям было невыгодно не платить или затягивать выплату. Если недобросовестная страховая компания в результате получит действенные санкции регулятора, заплатит штраф в бюджет, заплатит своему клиенту неустойку за просрочку выплаты и оплатит его судебные издержи в полном размере, то добросовестное исполнение обязанностей очень скоро может стать на страховом рынке правилом, которое даже недобросовестные участники не решатся нарушить.

Автор - гендиректор \"Главстрахконтроля\".