HSBC придумал, как отвадить российских вкладчиков

HSBC нашел способ отделаться от российских клиентов. С июля он берет с них по 1500 руб. в месяц за ведение текущего счета, а с ноября ввел комиссию в 5% за перевод средств в другие банки
отделение банка HSBC в Москве/ ИТАР-ТАСС

В апреле предправления «Эйч эс би си банка» Хусейн Озкайи объявил, что российская «дочка» HSBC выходит из розничного бизнеса, оставляя лишь представительство private banking для обслуживания состоятельных клиентов. Банк решил сделать ставку на корпоративный бизнес.

«Эйч эс би си банк»

Коммерческий банк. Акционеры: HSBC Holdings – 100%. Финансовые показатели (РСБУ, 1 сентября 2011 г.): активы – 44,8 млрд руб., капитал – 8,8 млрд руб., прибыль – 1 млрд руб.

Банк призвал клиентов закрыть счета до 30 июня. Вкладчикам было предложено перевести депозиты в Ситибанк. Ему досталась и часть кредитного портфеля банка (на $10,7 млн), сделка должна завершиться на этой неделе.

Свой призыв банк подкрепил рублем: в апреле он ввел новые тарифы, в которых появилась комиссия (взимается с 1 июля) за ведение текущего счета – 1500 руб. в месяц.

Большинство клиентов отреагировало сразу: в мае объем частных вкладов в банке снизился с 2,3 млрд до 1,2 млрд руб., а к 1 июля – до 358 млн руб. Средства на текущих счетах граждан сократились с 3,6 млрд до 2,7 млрд руб. в мае, но к концу июня на счетах оставалось 939 млн руб., следует из оборотной ведомости банка.

После введения комиссии отток продолжался, но на 1 сентября на счетах клиентов «Эйч эс би си» было 312,4 млн руб. Правда, его вкладчиков, видимо, можно уже пересчитать по пальцам: объем депозитов был 1,7 млн руб.

Чтобы избавиться от самых упрямых, банк повысил комиссию за перевод средств в другие банки. Один из них рассказал «Ведомостям», что в отделении его предупредили о том, что банк будет удерживать 5% от суммы платежа вместо нынешних 0,5–1%. Это подтвердил сотрудник центра обслуживания клиентов: по его словам, банк хотел ввести плату в сентябре, но по просьбе клиентов перенес. Представитель HSBC в России отказался от комментариев.

Обычно банки не берут плату за обслуживание счетов, большинство даже приплачивает клиентам за то, что те держат деньги на счетах, указывает топ-менеджер крупного иностранного банка.

«С прагматичной точки зрения я их понимаю – банку нужно закрыть счета и сдать лицензию к определенному сроку, – рассуждает зампред правления «Абсолют банка» Иван Анисимов. – Но уходить со сцены надо красиво, чтобы можно было на нее вернуться. Мы потратили приличную сумму, чтобы комфортно разойтись с клиентами в некоторых регионах». Тяжелее всего с теми, кто открыл счет и забыл о нем, говорит он, в таких случаях комиссии помогают обнулить счет.

Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков не стал комментировать действия банков, сказав лишь, что в центральном аппарате службы нет информации о жалобах по таким случаям.