Британский минфин начинает реформу процедуры расчета LIBOR

Британский минфин начинает реформу процедуры расчета LIBOR, и юристы беспокоятся, что регуляторы, стремясь навести на рынке порядок, могут его дестабилизировать. России тревожиться не о чем – на нашем рынке важнее кредитная маржа, чем сама LIBOR

На следующей неделе британский минфин представит предложения по реформе LIBOR для публичного обсуждения. Отвечать за нее будет управляющий директор британского Управления по финансовым услугам (FSA) Мартин Уитли. Вчера минфин обнародовал основные параметры реформы. Расчет ставки LIBOR должен стать регулируемой деятельностью, LIBOR будет рассчитываться на основе реальных сделок, будет рассмотрена возможность создания альтернативных ставок, а также санкции, которые могут применяться за манипулирование LIBOR. Сейчас у FSA нет полномочий применять за это уголовные санкции.

«Совместные выводы FSA, а также Комиссии по срочной биржевой торговле (CFTC) и министерства юстиции США, касающиеся нарушений с данными для расчета LIBOR и EURIBOR, очень серьезны, – заявил Уитли. – Очевидно, что необходима срочная реформа процедуры сбора данных для расчета LIBOR». LIBOR – мировой ориентир стоимости денег. По оценке CFTC, к LIBOR привязаны финансовые инструменты на $500 трлн, в том числе $350 трлн свопов на процентную ставку и $10 трлн кредитов.

«Представление о том, что будущие расчеты LIBOR будут основаны на тезисе «мое слово – это мой LIBOR», теперь мертво, – заявил председатель Банка Англии Мервин Кинг. – В будущем [расчеты] должны быть основаны на реальных сделках, чтобы вернуть доверие к системе» (цитата по Bloomberg). Регуляторам придется искать баланс между реформированием системы расчета LIBOR и опасностью дезорганизации рынка – радикальные изменения в расчетах ставки могут сделать недействительными миллионы финансовых контрактов, предупреждают юристы, опрошенные Bloomberg. Окончательные выводы по реформе британский минфин подготовит к концу сентября.

Пока за манипулирование LIBOR наказан только Barclays, заплативший по мировому соглашению $453 млн. Скоро к нему может присоединиться Royal Bank of Scotland (RBS). «RBS – один из банков [замешанных в историю с] LIBOR, – сказал в интервью The Guardian гендиректор банка Стивен Хестер. – Еще настанет день, когда мы тоже окажемся в центре внимания». Lloyds Banking Group получила требование регуляторов предоставить документы с данными по LIBOR. Немецкий регулятор Bafin проверяет все восемь банков, участвующих в определении ставки EURIBOR, сообщает Reuters. Расследование возможных манипуляций со ставками начал также нидерландский ЦБ, а Rabobank – единственный голландский банк, подающий данные для расчета LIBOR, уволил четырех сотрудников за манипулирование ставками, пишет газета Het Financieele Dagblad.

«LIBOR может стать асбестовым делом нового века, – отмечает профессор Университета Дюка Джеймс Кокс. – Предоставление неверных данных имеет огромнейшие последствия по всему миру».

Для большинства российских заемщиков стоимость привлечения во многом зависит от LIBOR – за исключением евробондов, ставка по которым в основном привязана к доходности государственных ценных бумаг, напоминает управляющий директор «Голдман Сакс (Россия)» Сергей Станковский. По его оценке, большого влияния реформы LIBOR на российский рынок ждать не стоит. «В нынешних условиях основной компонент стоимости заимствования для большинства российских компаний составляет кредитная маржа над LIBOR, а не сама LIBOR», – говорит он.