Банк России оказался между политическим молотом и инфляционной наковальней

Если через пару месяцев инфляционное давление снизится, Сергей Игнатьев, которого политики и бизнес призывают снизить ставки, сможет сделать рынку гораздо более обдуманный подарок

В последнее время мы видим все возрастающее политическое давление на отечественный Центробанк, что заставляет его проявлять защитную реакцию. Представители правительства, главы крупнейших банков, ряд акул бизнеса уже неоднократно высказывались за необходимость понижения ключевых ставок с целью стимулирования отечественной экономики. Регулятору, с одной стороны, нужно сохранить суверенитет, с другой – снизить градус накала и отвести от себя излишнее внимание. На наш взгляд, курс руководители Центробанка выбрали правильный: маска пристального наблюдателя сейчас подходит больше всего. Для того чтобы переставить запятую в предложении «Понижать нельзя, ждать!», еще недостаточно предпосылок.

Вот и в ходе недавнего брифинга глава Банка России Сергей Игнатьев был вынужден в очередной раз дать рынку порцию обнадеживающего успокоительного, выразив надежду на то, что в ближайшие месяцы инфляция начнет снижаться, позволив пойти на понижение ключевых ставок. В то же время было подчеркнуто и то, что данное высказывание не нужно воспринимать как руководство к действию, это всего лишь надежда, а не обещание. Позиция правильная, в текущей довольно мутной воде лучше не обещать лишнего, дабы потом не напороться на подводные, в том числе инфляционные, камни.

В начале текущего года рынок был достаточно позитивно настроен, его участники говорили о предпосылках к понижению ключевых ставок ввиду уже не столь пугающей инфляции. В конце 2012 г. о возможном прохождении инфляционного Рубикона, за которым темпы роста цен могли пойти на убыль, высказывались и регуляторы. Однако вероятность такого сценария (понижения ставок) позже сильно уменьшилась в свете вновь поступивших данных. Январская инфляция превзошла прогнозы ведомств и рынка. Напомним, что прогноз Минэкономразвития находился на уровне 0,7-0,8% за месяц (он даже был улучшен с 0,7-0,9%), что соответствует годовому росту ценников на 6,9-7%. Большинство рыночных аналитиков ориентировалось на верхнюю планку данного прогноза. Но инфляция выбилась из прогнозной колеи, составив в январе 1%, а в годовом выражении перевалив через 7%-ный рубеж (7,1%). Данные двух последних недель говорят нам о некотором замедлении темпов ценового роста (цены прибавляли по 0,1%, в то время как в предшествующие три недели росли на более внушительные 0,2%), однако говорить о какой-либо тенденции пока еще преждевременно.

Более жесткие реалии добавили Банку России больше скепсиса. Не так давно было сказано о том, что в первой половине 2013 г. инфляция с высокой вероятностью будет превышать целевой диапазон в 5-6%. Предыдущая оценка была более оптимистичной: говорилось, что инфляция уже во II квартале может вернуться в целевой диапазон, а затем направиться к его нижней границе. Накладывая на такой прогноз слова Сергея Игнатьева, мы видим, что в целом вероятность понижения ставки рефинансирования (естественно, не сильного, не более чем на 0,25 процентного пункта) даже на фоне превышающей целевой диапазон инфляции присутствует.

Шансы на то, что Игнатьев сделает рынку своего рода прощальный подарок, бесспорно, присутствуют, однако сейчас крайне важно не нарушить баланс внутри самого Банка России. Полномочия нынешнего главы ЦБ, занимающего свой пост с далекого 2002 г., истекают в июне 2013 г. В рядах Банка России присутствует три наиболее явных кандидата на столь важный пост, все они сейчас являются первыми зампредами по тем или иным вопросам:

– Алексей Улюкаев – отвечает за денежно-кредитную политику (в ЦБ РФ с 2004 г.);

– Алексей Симановский – ведает надзорными блоком (в ЦБ РФ с 1992 г.);

– Михаил Сухов – курирует вопросы финансового оздоровления кредитных организаций и лицензирования деятельности (в ЦБ РФ с 1993 г.).

На наш взгляд, равно как и по мнению львиной доли банкиров, из вышепредставленных кандидатов больше всего шансов у Улюкаева. Во-первых, на текущий момент он, по сути, является правой рукой Игнатьева. Во-вторых, ведает столь важной в текущих непростых рыночных реалиях денежно-кредитной политикой. Кстати говоря, именно из уст этого претендента мы слышали довольно жесткое высказывание (читай – ответную реакцию на возрастающее политическое давление) в преддверии последнего заседания по процентным ставкам: Банк России ориентируется исключительно на собственные прогнозы и не поддается политическому давлению. Такое противостояние довольно логично, так как главному претенденту на пост нового главы регулятора нужно «держать марку», сохраняя независимость и самодостаточность.

Однако не стоит недооценивать и прочих кандидатов, причем не только из самого ЦБ. К их числу, например, можно отнести (согласно источникам Reuters):

– Андрея Бугрова – председателя совета директоров «Норникеля»;

– Сергея Глазьева – советника президента Владимира Путина;

– Игоря Шувалова – первого вице-премьера;

– Алексея Кудрина – бывшего министра финансов;

– Михаила Задорнова – председателя правления «ВТБ 24».

Мы видим, что в этих рядах немало тех, кто считает нынешнюю денежно-кредитную политику неоправданно жесткой и ратует за понижение ставок – например, Шувалов. Глазьев также неоднократно выступал с критикой ЦБ, и, в частности, за это его причисляют к сторонникам вмешательства государства в экономику. Сейчас он готовит доклад Путину (должен поспеть к марту) на самую что ни на есть актуальную тему «о мерах обеспечения устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности».

Пока же в мире, где все больше говорят о потере центробанками независимости, Банк России дает понять, что в его планы не входит становиться марионеткой. Это сейчас даже самое главное, особенно учитывая предстоящие кадровые метаморфозы. Пойти на поводу у бизнеса и власти, не имея под этим достаточных оснований, самое легкое решение. Но взять и спешно наломать дров было бы крайне вредно в текущих реалиях. Нужно четко выдерживать взятый ранее курс, чтобы в будущем не возникли разного рода несуразицы. Авторитет регулятора как целостной единицы должен быть незыблем, а позиция – четкой и ясной, невзирая ни на какие кадровые перестановки и давление. Если инвесторы будут это чувствовать, у них не будет возникать желания подвергать авторитет ЦБ, да и в целом проводимую политику, сомнению. Время на раздумья у Игнатьева еще есть. Через пару месяцев инфляционное давление действительно может снизиться, что позволит ему сделать рынку уже гораздо более ценный, обдуманный подарок.

Автор – старший аналитик ИГ «Норд-капитал»