Сбербанк обещает защитить пенсионеров от мошенников


Сбербанк в мае запустил онлайн-систему воспрепятствования снятию мошенниками средств, в которой особое внимание уделяется счетам пенсионеров, сообщил зампред правления банка Станислав Кузнецов. Мошенники чаще всего осуществляют попытки снять деньги со счетов, входя в доверие к клиентам именно пенсионного возраста, рассказывает банкир.

С момента запуска новой системы в мае уже предотвращено 300 попыток хищения денежных средств у лиц преклонного возраста на сумму около 30 млн руб., сказал Кузнецов.

"Это, как мы называем, очень циничные преступления против наших пенсионеров, которым звонят по телефону, разводят, говорят, что они получат какие-то компенсации, те добровольно передают какие-то сведения, и через систему "Сбербанк онлайн" эти средства достаточно быстро выводятся", - цитирует Кузнецова "Интерфакс".

Сбербанк создал продукт, который сегодня позволяет мониторить подобные ситуации и фактически свести к минимуму действия преступников по отношению к пенсионерам - клиентам банка, поясняет он.

В Сбербанке, по данным на 1 апреля, обслуживается около 21 млн пенсионеров. Как ранее сообщал журналистам директор управления вкладов и инвестпродуктов физлиц Сбербанка Дмитрий Огуряев, всего в России на начало года около 40 млн гражданских пенсионеров и 2 млн военных пенсионеров силовых ведомств. При этом более 50% гражданских пенсионеров и около 95% всех военных пенсионеров получают пенсии через Сбербанк.

Кроме того, банк зафиксировал рост количества предоставляемых потенциальными заемщиками поддельных документов при подаче заявлений на получение кредита. "Сейчас мы фиксируем увеличение появления фальшивых документов", - сказал он (цитата по "Прайм"), добавив, что в большинстве случаев предоставляются поддельные документы физлицами, в меньшей степени - юрлицами. При этом чаще всего мошенники подделывают паспорта, судебные решения и справки о зарплате. По итогам прошлого года Сбербанк выявил 215 случаев предоставления клиентами фальшивых документов.

"Самой больной точкой" по количеству преступлений и по потенциальному убытку является скимминг, который представляет собой кражу данных с банковской карты при помощи специального считывающего устройства, сказал зампред. Он констатировал рост количества скимминговых операций: в 2012 г. банком было зафиксировано около 1800 случаев, в этом году – около 500 по состоянию на начало мая. Он отметил, что за прошедший год было задержано не менее 10 организованных групп мошенников. "К сожалению, это отлаженные схемы. В этих группах есть граждане из Молдовы, Украины и Румынии. Кто-то обязательно из этих стран присутствует в этих группах", - добавил зампред.

В настоящее время Сбербанк закупает банкоматы со встроенным антискимминговым оборудованием, пояснил он. "На эти цели в этом году мы запланировали израсходовать примерно 60 млн руб. дополнительно", - сказал он. По его словам, наиболее остро данная проблема стоит в нескольких российских регионах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. В свою очередь, в Сибири этот вид мошенничества практически не развит.

Сбербанк в 2012 г. зафиксировал 467 случаев хищения денежных средств со счетов клиентов в рамках дистанционно-банковского обслуживания (ДБО) на сумму более 362 млн руб., говорил в ноябре прошлого года Кузнецов. В 2011 г. мошенники провели 1074 успешные атаки на счета клиентов банка, похитив 648 млн руб. Из общего числа случаев хищения в 2012 г. 305 пришлось на счета физлиц на сумму более 138 млн.

По оценкам экспертов, Россия стала лидером в Европе по росту мошенничества с банковскими картами в 2012 г. Согласно статистике компании Euromonitor International, на Россию пришлось 6% потерь от мошеннических операций с банковскими картами, или 91,4 млн евро. За прошлый год они выросли на 35% по сравнению с 2011 г. Еще в 2006 г. российские потери занимали не более 2% от общеевропейских (12,6 млн евро), а теперь они больше, чем в Германии, и приблизились к Испании, говорится в отчете.