Какие налоги придется платить владельцам дорогих автомобилей

Депутаты предлагают считать роскошными автомобили стоимостью от 3 млн руб.: их обложат повышенным налогом и запретят покупать за бюджетные деньги
Д. Абрамов/ Ведомости

Проект поправок в Налоговый кодекс, предполагающий повышение ставок транспортного налога для машин дороже 3 млн руб., вчера внесли в Госдуму депутаты от Общероссийского народного фронта (ОНФ) Вячеслав Лысаков, Виктор Климов и Ольга Тимофеева. В соответствии с проектом ставки транспортного налога для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. и не старше трех лет должны вырасти в 1,5 раза (см. таблицу).

Правительство ранее предлагало считать роскошными автомобили дороже 5 млн руб. По его проекту, уже принятому Госдумой в первом чтении, ставки налога для таких машин должны вырасти вдвое. При цене в 10–15 млн руб. и возрасте до 10 лет либо цене свыше 15 млн и возрасте до 20 лет налог увеличивается втрое. Список роскошных автомобилей с их ценами будет составлять Минпромторг, источником данных будет статистика таможни и сделок.

5 млн руб. – завышенный порог, считают депутаты от ОНФ: такой подход «не отвечает реалиям современной российской жизни» (цитата по пресс-релизу ОНФ). По данным Росстата, средняя зарплата в I квартале 2013 г. составила около 27 000 руб., напоминают депутаты, а согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, более 50% легковых автомобилей, проданных в 2012 г., стоили не более 1 млн руб. Поправки ОНФ больше «отвечают целям построения государства социальной справедливости, чем законопроект, предложенный правительством», считают их авторы.

«Свыше 3 млн – то, что я называю «русские понты», – это уже сверхроскошь», – говорит Лысаков: можно купить автомобиль с «великолепными потребительскими качествами и техническими характеристиками» и за меньшие деньги.

Повышенный транспортный налог позволит увеличить поступления в бюджет на 3,5–4 млрд руб., приводит оценки президент «Деловой России» Александр Галушка. С 2012 г. сборы от транспортного налога зачисляются в региональные дорожные фонды, в прошлом году они составили 90,1 млрд руб.

Представитель правительства отказался от комментариев. Разница между 3 млн и 5 млн не так велика, говорит чиновник аппарата правительства: «В конце концов надо же с чего-то начинать». Поддержит ли правительство эти поправки, он не говорит: «Будем смотреть».

По данным «Автостата», в 2012 г. в России было продано около 70 000 машин дороже 3 млн руб. (в среднем за 3,8 млн), или 2,5% от объема продаж. Для сравнения: доля машин стоимостью более 5 млн руб. – менее 0,1%, говорил основной владелец «Пеликан-праймари» (дилер BMW) Игорь Маляров.

Проект депутатов коснется автомобилей, которые с трудом можно считать роскошью, замечает Маляров. Например, налоговая нагрузка для владельцев BMW 730i в Москве вырастет почти на 20 000 руб. и превысит 58 000 руб. Но это вряд ли всерьез отпугнет потребителей и существенного сокращения продаж в этом сегменте ждать не стоит, уверен Маляров. Люди, покупающие автомобили дороже 5 млн руб., действительно вряд ли обратят внимание на рост транспортного налога, а вот спрос в сегменте 3–5 млн руб. может измениться, не согласен гендиректор портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив: при выборе автомобиля люди начнут ориентироваться и на ставки налога.

Порог в 5 млн руб. был бы справедливее и коснулся бы действительно роскошных машин, уверен Маляров. Если сопоставить порог в 3 млн руб. со средним уровнем доходов и ВВП на душу, то предложения депутатов выглядят обоснованными, признает Дацкив. Но так в категорию роскошных попадут автомобили, которые принято относить к бизнес-классу, а их целевая аудитория – люди, чьи доходы не назовешь астрономическими, напоминает он: «Тогда налог просто нужно переименовать – не на роскошь, а просто на дорогие автомобили».

Намерены депутаты ограничить сверхпотребление и среди чиновников: ОНФ предлагает запретить им покупать и арендовать служебные автомобили стоимостью свыше 3 млн руб. Такие поправки уже подготовлены и в ближайшее время будут внесены в Думу, рассказал Лысаков. По его словам, депутатам из регионов приходит много писем с жалобами, что региональные чиновники покупают не просто комфортные автомобили, а автомобили с излишествами.

Похожую инициативу ранее предложил основатель проекта «Роспил» Алексей Навальный: на сайте «Российская общественная инициатива» идет сбор голосов в поддержку запрета на покупку и аренду автомобилей дороже 1,5 млн руб.

Ограничение в 3 млн руб. для автомобилей госслужащих – достаточно жесткое, к тому же это лишь первый шаг, говорит Галушка: в дальнейшем порог можно было бы даже снизить или дать регионам право самим устанавливать максимальную планку для своих чиновников.