Замедление роста на развивающихся рынках бьет по европейскому потребительскому сектору

Продажи Nestle, Pernod Ricard и других потребительских гигантов в развивающихся странах растут медленнее

По заявлениям европейских компаний из потребительского сектора, в том числе Nestle и Pernod Ricard, их результаты в 2013 г. оказались неудовлетворительными из-за замедления роста продаж в Китае, Бразилии и на других развивающихся рынках, сообщает The Wall Street Journal. Их перспективы в 2014 г. теперь выглядят не такими безоблачными.

Французский рекламный конгломерат Publicis Group, который работает со многими крупными потребительскими брендами, тоже винит в замедлении продаж вялый спрос в Китае и других развивающихся странах. Разочаровывающие результаты европейских компаний из потребительского сектора показали, насколько зависимыми они являются от развивающихся рынков. Когда в развитых странах продажи были медленными, они полагались на рост в Китае, Бразилии и Мексике. Но теперь они лишились этой поддержки, притом что в Европе и США их результаты заметно не улучшились.

Компании указывают, что в ближайшие годы может быть тяжело вернуться к прежним темпам роста, и он будет слабым. Они предполагают, что эта ситуация может стать новой нормой. «Обстановка на макроуровне в 2013 г. была одной из причин слабого роста, минимального в развитых странах и ниже привычного уровня на развивающихся рынках, - сказал в четверг генеральный директор Nestle Пол Бюльке. - Похоже, 2014 г. будет таким же».

Швейцарская компания Nestle, являющаяся крупнейшим в мире по доходам производителем продуктов питания, объявила, что рост ее продаж в регионе Азия-Океания-Африка в прошлом году снизился до 7,4% с 10,3% в 2012 г. В Европе продажи компании выросли всего на 0,8%. Так называемый органический рост Nestle в прошлом году составил всего 4,6%. Таким образом, впервые за 4 года компания не смогла достичь целевого значения роста в 5-6%. В результате прибыль Nestle по итогам прошлого года снизилась на 2,2% и составила 10 млрд швейцарских франков ($11,1 млрд).

Многие компании, как, например, Remy Cointreau, которые делали большие ставки на рынки Китая и Бразилии, почувствовали охлаждающий эффект снижения темпов экономического роста. Компания Pernod Ricard в четверг отчиталась о снижении объема продаж в Китае на 18% в IV квартале 2013 г. Доходы французского производителя алкогольных напитков в прошлом году снизились, в том числе из-за антикоррупционной кампании китайского правительства.

Компания Pernod Ricard предупредила, что снижение продаж в Китае сильно скажется на ее прибыли. «Там будет восстановление, но мы не знаем, когда и как это произойдет», - сказал гендиректор Pernod Ricard Пьер Пренге. Он также выразил надежду, что компания сможет вернуться к двузначному росту продаж, но отметил, что уже прошли те дни, когда китайцы приобретали коньяк за $2000.

Но компании начали сообщать о неудачах на развивающихся рынках еще в самом начале этого года.

Unilever в январе предупредил, что неопределенность в развивающихся странах скорее всего сдержит рост в 2014 г. Около 60% дохода компании приходится на Китай, Индию и другие развивающиеся страны. А темп роста продаж Unilever в 2013 г. замедлился до 4,3% по сравнению с 6,9% годом ранее. Это первое снижение с 2009 г.

Продажи Mondelez International, другого пищевого гиганта, в IV квартале 2013 г. в Европе составили 1%, но в Азиатско-Тихоокеанском регионе они снизились на 6,1%. А из-за снижения цен и падения спроса в Китае его выручка в этой стране сократилась примерно на 15%.