Финансы
Бесплатный
Анна Еремина| Мария Каверина|Дарья Борисяк
Статья опубликована в № 3816 от 21.04.2015 под заголовком: Карточный домик трещит

Карточный бизнес становится все менее выгодным

Резкий рост ставок осложнился появлением национальной платежной системы, которая принесла банкам новые издержки
Карточки становятся для банкиров все более дорогим удовольствием
Е. Разумный / Для Ведомостей

Весь предыдущий год банкирам пришлось гадать, каким же станет карточный бизнес в 2015 г. Весной, после отключения нескольких банков от международных платежных систем (МПС), им всерьез пришлось задуматься о том, как обслуживать клиентов дальше. Больше полугода они выбирали основу для национальной платежной системы (НПС), впрочем, выбрать так и не удалось. За них это сделал Центробанк – поняв, что ни один из претендентов (ими были «Золотая корона» и «Универсальная электронная карта») не годится для того, чтобы взвалить на себя весь российский трафик, ЦБ в какой-то момент решил, что лучше забрать проект себе.

С июля существует оператор «Национальная система платежных карт» (НСПК), в капитал которого вложено 2,8 млрд руб. Банки уже начинают подсчитывать затраты, которые им пришлось понести из-за появления НПС, которая развивалась параллельно с экономическим кризисом. И часть расходов уже ясна.

Молитвами вендора

С 1 апреля банкиры начали передавать транзакции по картам на обслуживание в НСПК. Какой объем передан и когда вся банковская система перейдет на российский процессинг, пока не ясно. Сроки сдвигались уже трижды.

Бонус НСПК в том, что она через одну точку подключения намерена обслуживать сразу все платежные системы. Это конечная цель НСПК, которая в идеале должна распределять весь трафик, быть центральным хабом, даже по транзакциям, которые идут за рубеж из России, и по картам зарубежным банков, описывает достоинства системы замдиректора департамента электронного банковского обслуживания R-Style Softlab Максим Болышев. Поэтому подключение к НСПК принесет преференции банкам, считает он, но полностью эта схема заработает, вероятнее всего, не раньше чем через год. Сопровождение в итоге должно стать дешевле, ожидает Болышев.

И замечает, что при подключении к MasterCard или Visa банки платят взнос, логично, что такой же они должны будут заплатить и НСПК, кроме этого есть еще ежегодная плата за сопровождение. «Обсуждались разные варианты, по рекомендации экспертов рынка, совета участников и пользователей НСПК в проекте тарифной политики вступительные взносы для участников не предусмотрены», ­– прокомментировал представитель НСПК. В промежуточном варианте тарифной политики НСПК взносы были предусмотрены, но позже документ дорабатывали и взносы обещали убрать, однако этот документ до сих пор не публичен, указывает сотрудник одной из российских платежных систем.

Несмотря на то что НСПК взяла на себя расходы на создание каналов связи, банкам приходилось за свой счет дорабатывать автоматизированную банковскую систему (АБС) и процессинг, рассказал директор департамента карточного бизнеса крупного банка. «В зависимости от размера банка и того, сам банк проводил работы или вендоры, стоимость варьировалась от миллионов до десятков миллионов рублей», – оценивает он.

Основные статьи расходов – доработка программного обеспечения, аппаратно-программный комплекс, заработная плата сотрудников, изменения в каналах, перечисляет Болышев. По словам директора департамента карточного бизнеса крупного банка, до сих пор некоторые банки ведут споры с вендорами, поскольку для банков перенастройка должна была быть бесплатной. Банки ежегодно платят вендорам за сопровождение своих систем по 10–20% стоимости всех ранее купленных лицензий, и суть проекта сопровождения в том, что обязательные изменения, в том числе связанные с законодательством, внедряются бесплатно.

Вендоры тянули с переговорами и долго определялись с ценами, вспоминает директор департамента карточного бизнеса крупного банка, тогда как банки торопились: им грозили штрафы за срыв сроков перехода. Это походило на выкручивание рук, сетует один из собеседников «Ведомостей». Один из госбанкиров вспоминает, что штрафы действительно обсуждались между руководством НСПК и Центробанком, но в итоге регулятор был против.

Есть еще один фактор, затраты на который сейчас сложно оценить, – стоимость поддержки, указывает руководитель блока пластиковых карт банка из топ-10. «Раньше у нас была одна схема операционной поддержки: мы работали с MasterCard и Visa, а сейчас у нас появился еще один канал – НСПК, и сколько будет стоить его поддержка, это открытый вопрос», – объясняет он. По его словам, банк пока не увеличивал штат и число служб, но окончательно решение будет принято, когда будут передаваться большие объемы и начнется постоянная работа. По оценке сотрудника банка из топ-10, IT-сопровождение международных систем обходится в несколько миллионов рублей в квартал.

В случае сбоя в НСПК обработку транзакций возьмут на себя МПС, говорят несколько банкиров. В изменениях в правила НСПК, опубликованных в начале апреля, говорится, что НСПК имеет право по своему усмотрению привлекать третьих лиц для оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга.

Депозиты сдвинулись

Вместе с ростом курса доллара вырос и рублевый эквивалент депозитов, которые российские банки размещают в банках Visa и MasterCard как гарантию бесперебойности расчетов. Некоторые банки добились снижения размера обеспечения.

Сумма необходимого обеспечения, рассказывает сотрудник одного из банков, зависит от оборотов. Депозит номинирован в долларах, продолжает он, обеспечение стало стоить почти вдвое дороже. С повышением курса доллара стоимость обслуживания для эмитентов и эквайеров увеличилась – MasterCard подняла тарифы по обслуживанию международных операций, говорит директор департамента карточного бизнеса банка из топ-10, но их объем небольшой, так что общие траты выросли на 10–20%, и не для всех банков». Есть тарифы, которые взимаются в иностранной валюте, и, конечно, для любого российского банка, так же как для и нас, обслуживание операций становится дороже пропорционально курсу доллара и евро, сообщил представитель «Уралсиба».

Несколько банков обратились к МПС с просьбой пересмотреть размер депозитов. «Из-за роста курса доллара сократился долларовый эквивалент оборотов, поэтому должны были быть снижены и депозиты», ­­– рассказывает предправления банка «Авангард» Валерий Торхов. Он добавил, что Visa дважды сократила страховые депозиты из-за повышения курса доллара, MasterCard также снизила их размер.

Обращался в МПС и банк «Возрождение», указывает зампред правления банка Марк Нахманович. «Наши обороты по картам в январе значительно снизились после взрывной активности держателей карт на фоне сильных колебаний курсов валют в декабре», – говорит он. По его словам, платежные системы обещали рассмотреть вопрос снижения размера депозитов по итогам I квартала. Однако в феврале, продолжает он, обороты стали выравниваться в сравнении с прошлым годом. «Поскольку впереди лето, мы прогнозируем, что обороты по картам у нас как всегда увеличатся, так как наша банкоматная и эквайринговая сеть практически вся расположена вне мегаполиса», ­­– рассказывает он.

«По Visa, например, у нас депозит около $30 млн, из которых под покрытие мы используем примерно $15 млн», – рассказывает сотрудник банка из топ-10. «Когда перейдем на НСПК, то будем договариваться о снижении размера депозита», – указывает он. По его словам, депозиты по Visa у его банка не увеличивались с 2006 г., хотя обороты по картам существенно выросли.

С переходом банков на НСПК им не нужно будет размещать страховые депозиты в ЦБ по картам МПС. «Банки-принципалы по-прежнему размещают страховые депозиты в платежных системах, с чьими картами они проводят операции», – рассказал представитель НСПК. Это подтверждает и представитель MasterCard. И уже сами платежные системы выступают гарантами завершения расчетов перед обслуживающим расчетным центром, который обеспечивает при необходимости завершение расчетов за счет гарантий международных платежных систем, указывает он. Так было при работе через расчетные банки ­– Сбербанк и ВТБ, так будет и при расчетах через ЦБ. При этом правила исчисления страховых депозитов НСПК находятся в разработке, поскольку они необходимы при эмиссии национальной платежной карты, подчеркивает представитель НСПК.

Несчастливая карта

Многие банки сдерживают выдачу кредиток. В целом по системе портфель нестабилен (см. график) и его колебания остаются в переделах 1%, указывает гендиректор «Frank RG» Юрий Грибанов, такая динамика портфеля напоминает прошлый кризис. До декабря 2014 г. портфель кредитных карт прирастал примерно по 1,5–2% в месяц, добавляет Грибанов, сейчас кредиты по картам стали намного менее прибыльными.

Рост депозитной ставки съел 4–5% маржи по кредитным картам, говорит аналитик Fitch Дмитрий Васильев. В 2013 г. невозвратность кредитов по картам была в среднем 15%, в 2014 г. возросла до 20% и будет расти и дальше, прогнозирует он.

Сейчас если банки выдают кредиты по картам по ставке 45% (кредиты по более высоким ставкам попадают под 300% взвешивания для целей расчета норматива Н1), то такие кредиты находятся на грани безубыточности, а чаще – за гранью, объясняет Васильев. По его оценкам, примерно 20% стоимости кредита теряется из-за невозвратов, фондирование – это 15% стоимости кредита, операционные расходы – около 10%, в сумме – это те же 45%. Грибанов считает риск в сегменте кредитных карт более управляемым, чем в сегменте кредитов наличными, поскольку банки могут в зависимости от риск-профиля заемщика снижать кредитные лимиты. Однако пока массово лимиты по картам снижал только «Русский стандарт».

Один из способов достичь прибыльности по картам – наращивать долю непроцентных доходов в выручке, рассказывает Васильев, – например, с помощью комиссии за снятие наличных с кредитных карт в банкомате (которая не попадает в расчет ПСК для целей Н1), как это делает, например, «Тинькофф банк». Его комиссия за снятие наличных с кредитной карты составляет 2,9% плюс 290 руб. Повысил в марте комиссии за снятие наличных ХКФ-банк: комиссия составляет 5% от суммы или минимум 499 руб., следует из информации на сайте банка. Кроме того, банк ввел лимит на кэшбэк – не более 3000 руб. в месяц.

Экономить стали и на партнерских проектах, в частности на кобрендовых картах с авиакомпаниями – банки увеличили стоимость миль: в 2 раза до 60 руб. – Ситибанк, «СМП банк» и Альфа-банк, в 5 раз до 150 руб. – «Уралсиб».

По действующим кредитам ставку менять нельзя, однако кредит по картам – это возобновляемый кредит и по новым кредитам можно изменить ставку, если это прописано в договоре, рассказывает Торхов. «Мы подняли ставку по новым кредитам»,– указывает он. Также поступил один из лидеров рынка – «Русский стандарт». Любой клиент, активно использующий кредитную карту, сейчас убыточен для банка, ведь лишь единицы смогли пересмотреть ставки по договору, замечает финансовый директор одного из крупнейших банков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more