«Интерфакс»: СКР переквалифицировал обвинение Майклу Калви

Вместо мошенничества бизнесмена теперь обвиняют в растрате
Основатель и управляющий партнер инвестиционного фонда Baring Vostok Майкл Калви/ Сергей Карпухин / ТАСС

Следственный комитет (СКР) переквалифицировал обвинение основателю Baring Vostok Майклу Калви из мошенничества в составе группы лиц (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в растрату также в составе группы лиц (ч. 4 ст. 160 УК). Об этом в понедельник вечером сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, информацию подтвердил «Ведомостям» человек, близкий к акционерам банка «Восточный», в хищении из которого 2,5 млрд руб. обвинялся Калви и бывшие топ-менеджеры фонда и подконтрольных ему компаний. 

«Как и ожидалось, следствие, длившееся более 10 месяцев, закончилось ничем, и мы требуем немедленного освобождения из-под стражи наших невиновных коллег, – говорит представитель Baring Vostok. – Решение коммерческих споров с помощью уголовных дел абсолютно недопустимо и возвращает нас в произвол 90-х гг.».

Калви связывает свой арест с конфликтом акционеров «Восточного». У фонда было 51,6% акций банка, у его оппонентов – Артема Аветисяна и его партнеров – 40,02%. По заявлению одного из них, Шерзода Юсупова (4,82% акций), было возбуждено дело Baring Vostok. За время ареста Калви контроль над банком перешел к Аветисяну и партнерам.

Представитель СКР сообщил, что ведомство не комментирует это дело. Представители «Восточного» и Юсупова в понедельник вечером не ответили на запросы. 

Изменение статьи вряд ли что-то меняет в этом деле. «Просто другая квалификация», – уточнил один из собеседников «Интерфакса». Обе статьи предусматривают максимальное наказание в виде лишения свободы до 10 лет. Но у мошенничества и растраты разные признаки состава преступления, объясняет руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner Russia Антон Гусев. Мошенничество означает кражу какого-то имущества путем обмана или злоупотребления доверием – чтобы его доказать, нужно доказать предмет и способ хищения, указывает он. Растрата подразумевает, что лицу осознанно доверили какое-то имущество, а он им распорядился вопреки интересам лица, доверившего это имущество. На практике нередко случается, что следствие предъявляет одно обвинение, но позже переквалифицирует его, исходя из собранных доказательств, говорит Гусев.

Скорее всего, переквалификация происходит потому, что следствие смотрит, какое обвинение легче подогнать под заданную цель, считает адвокат Вадим Клювгант: «Скорее всего, недостаточно доказательств под оба обвинения, это в принципе невыполнимое задание, и происходит подгонка формулировок и юридических оценок». 

Владимир Путин
президент России

«Послушайте, возьмите Библию, почитайте: не укради, не пожелай жены ближнего своего, там все написано. Но если ему инкриминируют похищение 2,5 млрд [руб.], это должно быть доказано правоохранительными органами. Или с него должно быть снято обвинение». июнь 2019 г.

При обвинении людей, которым вверено имущество коммерческих организаций, корректнее применять статью по растрате, говорит партнер «Коблев и партнеры» Кирилл Бельский. Нельзя сказать, что ее легче доказать, чем мошенничество, предмет доказывания примерно одинаковый, уточняет он, но при обвинении в мошенничестве следствию необходимо доказать, что был обман. Нередко возникают сложности с подробным описанием параметров обмана (когда, кого, в чем обманул обвиняемый) и переквалификация на обвинение в растрате – удобный выход, знает он. 

Юсупов утверждал, что в 2017 г. его ввели в заблуждение для голосования на совете директоров за отступное соглашение по кредитному договору на 2,5 млрд руб. между банком и подконтрольным Baring Первым коллекторским бюро. 

Ближе к предельным срокам содержания под стражей по обеим этим статьям (1 год) усиливается надзор за качеством расследования и дело начинают приводить «в порядок», готовят окончательную редакцию обвинения и при этом нередко меняют статью. Еще одна возможная причина переквалификации с мошенничества на растрату – подготовка к дальнейшему изменению обвинения на статью 201 УК «Злоупотребление полномочиями», наказание по которой на практике значительно мягче, рассуждает он.

Калви не признает вину. Кроме него по делу проходят еще шесть человек. О последнем фигуранте стало известно 19 декабря. Это бывший управляющий директор по инвестициям «Восточного» Александр Цакунов. Басманный суд отправил его под домашний арест до 13 января.