Иностранные биржи остановили торги бумагами российских компаний
В Лондоне множество российских бумаг стоили дешевле центаЛондонская фондовая биржа (LSE) с 3 марта остановила торги депозитарными расписками российских компаний. «В дополнение к недавним санкциям в связи с событиями в Украине, в свете рыночных условий и для поддержания упорядоченных рынков Лондонская фондовая биржа приостановила допуск к торгам инструментами», – говорится в сообщении площадки. На какой срок приостановлены торги, в заявлении не указано, сообщается только, что биржа продолжит следить за ситуацией.
Индексный бизнес LSE – FTSE Russell также заявил, что российские акции будут удалены из всех его индексов с 7 марта.
Остановка коснулась компаний, зарегистрированных не только в России, но и в Соединенном Королевстве и на Кипре, – En+ и TCS Group (головная компания «Тинькофф банка»). Всего в список бумаг, допуск к которым приостановлен, вошли 27 компаний, кроме En+ и TCS Group это Сбербанк, «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл», «Полюс», Fix Price, Global Ports, Globaltrans, «Группа ГМС», Lenta, MD Medical Group, НЛМК, «Новатэк», Магнитогорский металлургический комбинат, «Норникель», «Фосагро», «Русгидро», «Татнефть», «Россети», «Северсталь», «Русагро», «Сургутнефтегаз», VK и X5 Group. На бирже торгуются и бумаги «Магнита», торги по ним приостановлены (цена – $0,01), но в списке их нет. Торги расписками ВТБ LSE остановила с 1 марта – депозитарная программа госбанка будет закрыта, так как он попал под блокирующие санкции.
Всего с 2005 г. за счет размещения акций на Лондонской бирже, согласно данным FactSet, 39 российских компаний привлекли $44 млрд.
«Уровень санкций против России является беспрецедентным и очень динамичным, – заявил главный исполнительный директор LSE Group Дэвид Швиммер, слова которого приводит Financial Times. – Мы взаимодействуем с регуляторами и властями <...> и соблюдаем санкционный режим». Швиммер также отметил, что биржа не спешила прекращать торги расписками российских компаний, чтобы дать иностранным инвесторам возможность выйти из этих активов.
Выйти иностранцам удалось с лихвой: с 24 февраля, когда Россия начала военную спецоперацию по защите ДНР и ЛНР, депозитарные расписки множества российских компаний обвалились практически полностью и стоят менее цента. По итогам закрытия 2 марта бумаги Сбербанка, «Северстали» и «Новатэка» потеряли более 99% цены и торговались по $0,05, $0,06 и $0,65 соответственно. Расписки «Лукойла» обвалились на 98,2% до $0,72, «Газпрома» – на 87,8% до $0,58, «Роснефти» – на 78,2% до $0,6.
Лондонская биржа приостановила торги, после того как крупный индексный провайдер MSCI 2 марта объявил о переносе индексов MSCI Russia из развивающихся рынков (Emerging Markets) в отдельные (Standalone Markets) с 9 марта по цене, «которая фактически равна нулю». По итогам консультаций с международными институциональными инвесторами подавляющее большинство участников подтвердило, что российский фондовый рынок в настоящее время «неинвестируемый», говорится в сообщении MSCI. В группе Standalone Markets сейчас 12 стран, среди которых Украина, Мальта, Палестина, Зимбабве и Панама.
Торги российскими депозитарными расписками приостановлены и в США. Как сообщает The Wall Street Journal, речь о делистинге с американских бирж пока не идет – торги остановлены временно, пока специалисты по регулированию бирж изучают условия санкций. NYSE приостановила торги расписками «Мечела», МТС, ЦИАНа и HeadHunter, а NASDAQ – бумагами «Яндекса», Qiwi, Nexters и Ozon. Акции Veon, зарегистрированной в Нидерландах, пока торгуются на NASDAQ – ее бумаги падали 3 марта на 35% до $0,2882. Но падение российских компаний в США не столь критично, как в Лондоне: бумаги «Яндекса» с 24 февраля до остановки торгов просели на 6,8% до $18,94, акции Ozon потеряли 8,2%, «Мечела» – 2,17%, Nexters – 1,85%, а бумаги ЦИАНа, Qiwi и HeadHunter за это время и вовсе выросли на 2,7, 9,8 и 0,27% соответственно.
Приостановка выглядит логичным шагом, поскольку торги российскими депозитарными расписками на этой неделе приобрели стихийный характер, отмечают аналитики «БКС мир инвестиций» в ответе на запрос «Ведомостей». Помимо санкционных рисков ключевым фактором столь сильного падения является низкая ликвидность, высокая доля нерезидентов, а также запрет ЦБ на выплату дивидендов и купонов российскими компаниями нерезидентам, пишут эксперты брокерской компании.
Прекращение торгов на компаниях не отразится никак, считает заместитель генерального директора по активным операциям ИК «Велес капитал» Евгений Шиленков. «Надо вернуться во 2 марта и посмотреть, что компании, которые торговались в Лондоне, уже вчера не стоили ничего, т. е. просто смысла нет сохранять по ним торговлю», – говорит он и напоминает, что Московская биржа с понедельника не проводит торги на рынке акций – и это разумно.
По мнению директора по стратегии ИК «Финам» Ярослава Кабакова, инвестиционная привлекательность российских активов стремится к нулю, а доверие международных инвесторов будет подорвано на долгие годы вперед, несмотря на форс-мажорный характер вводимых против России санкций.
Если ситуация нормализуется, у компаний появится стоимость, вернутся какие-то деньги, хотя, вероятно, уже не в том объеме, поскольку эти компании могут быть исключены из индексов (вместе с Россией целиком), считает Шиленков. Он отмечает, что для западных инвесторов это неприемлемый уровень риска, т. е. даже если все закончится хорошо, захотят ли они иметь такой риск в будущем – вопрос. Большое количество иностранных инвесторов при возобновлении торгов могут просто не войти обратно в российские бумаги, добавляет эксперт.