Россияне не ощутили ухода Visa и Mastercard

Карты китайской платежной системы UnionPay завели себе лишь 2%
Бесконтактной оплатой активно пользуется население молодого возраста, а люди старшего поколения предпочитают платить картой или наличными/ Максим Стулов / Ведомости

Большинство российских граждан не ощутили значимых перемен после ухода платежных систем Visa и Mastercard, а также отключения сервисов бесконтактной оплаты Apple Pay и Google Pay. Об этом говорится в исследовании мнений клиентов банков аудиторско-консалтинговой компании Б1 (бывшая EY). Опрос проводился в ноябре 2022 г., в нем приняли участие 1007 активных пользователей интернета и 33 представителя предпринимательского сообщества. Большинство опрошенных – жители крупных городов, лишь 9% живут в населенных пунктах с численностью менее 10 000 человек.

Исследование показало, что 61% россиян не заметили серьезных изменений в оплате гаджетами. Только 17% опрошенных полностью перестали пользоваться таким способом оплаты.

То же самое и с уходом международных платежных систем. Для подавляющего большинства клиентов российских банков это событие осталось незамеченным, так как 64% россиян активно используют карты платежной системы «Мир», говорится в исследовании. Картами Visa и Mastercard продолжают пользоваться 54 и 44% респондентов соответственно. Карты китайской платежной системы UnionPay есть лишь у 2%. Карты Visa и Mastercard, несмотря на формальный уход сервисов из России, продолжают действовать, так как процессинг операций обеспечивает российская Национальная система платежных карт. Новые карточки, впрочем, не выпускаются.

Бесконтактной оплатой активно пользуется население молодого возраста, а люди более старшего поколения предпочитают платить картой или наличными, объясняет младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Надежда Караваева. Кроме того, не у всего населения страны есть смартфоны с поддержкой NFC и не во всех отдаленных регионах стабильно работает интернет, добавила она, это сужает круг пользователей бесконтактной оплаты.

Новые решения

Количество операций оплаты смартфоном после событий конца февраля снизилось в 6 раз, отмечает представитель «ФК Открытие». Но сейчас этот показатель стремительно восстанавливается за счет альтернативных решений. Санкции дали отечественному рынку платежных решений новый импульс для развития, подтверждает руководитель департамента по работе с массовым сегментом ВТБ Денис Вальвачев.

В 2019 г. заработал российский аналог международных платежных сервисов MirPay (только для пользователей Android). На данный момент приложение скачали более 10 млн раз в Google Play и 8 млн раз в AppGallery. А с марта 2023 г. во всех интернет-магазинах, на их сайтах и приложениях станет возможно оплачивать покупки через MirPay.

Еще одной бесконтактной технологией оплаты стали платежи по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) Банка России, напомнил Вальвачев. По данным ЦБ, в III квартале 22,3 млн пользователей сделали через СБП 112,1 млн покупок на 214 млрд руб.

Также сами банки начали активно развивать собственные сервисы оплаты с помощью смартфона. Сбербанк вернул в ноябре сервис бесконтактной оплаты смартфоном SberPay для Android после его приостановки в апреле, а также активно развивает собственную оплату с помощью QR-кода.

«Тинькофф банк» предложил в декабре платежные стикеры Tinkoff Pay, они позволяют оплачивать покупки с помощью телефона на любой операционной системе, не используя встроенный модуль NFC. Стикер имеет функционал бесконтактной карты, но в несколько раз меньше по размерам, говорит представитель «Тинькофф», с его помощью можно платить везде, где есть терминал, а также снимать наличные в банкоматах, которые поддерживают бесконтактную авторизацию.

Сохранить и не инвестировать

Сберегательные и инвестиционные привычки граждан сильно изменились с началом спецоперации, отмечается в исследовании: 46% респондентов стали тратить больше денег, а 34% – откладывать. Только 29% опрошенных положительно смотрят на возможность инвестировать свои средства, выбирая более консервативные инструменты. Среди них наиболее востребованными являются банковские депозиты в рублях – их используют 37%. Еще 17% респондентов хранят деньги наличными в нацвалюте, а 15% откладывают на расчетный счет.

Самыми непопулярными инструментами россияне назвали операции с производными инструментами (1%), долгосрочные инвестиции в паевые фонды (3%) и операции с криптовалютами (4%). Также среди не самых востребованных позиций оказались инструменты, связанные с иностранной валютой: банковские депозиты есть у 5%, еще 4% хранят наличную валюту и 3% проводят с ней операции.

Доверие к классическим инструментам фондового рынка было подорвано в этом году, признает начальник управления по анализу акций Совкомбанка Роман Пантюхин. Также во времена нестабильности спрос смещается в сторону более ликвидных накопительных счетов вместо долгосрочных вкладов, отмечает Караваева. Население не пойдет массово на рынок ценных бумаг, а также, вероятно, не будет вкладываться в недвижимость, как в предыдущие несколько лет, поясняет она.

По мнению Пантюхина, россияне могли временно «припарковать» часть своих сбережений в криптовалюту для переводов в другие юрисдикции и расчетов с контрагентами в других странах. Но крах криптовалютной биржи FTX в начале декабря и недавняя негативная динамика биткойна уже отпугнули инвесторов от этого инструмента, говорит руководитель управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Воробьев.

Доля вложений в иностранные валюты в абсолютных величинах (а не в количестве человек) снизилась, но осталась вблизи уровня 2018–2019 гг. – чуть выше 20%, говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец. Операции с иностранной валютой сейчас осложнены из-за санкций и есть риск блокировки средств, поясняет Пантюхин. К тому же существует большое расхождение между банковскими, биржевыми и наличными курсами, добавляет он. Спрос на куплю-продажу и переводы иностранной валюты, скорее всего, останется невысоким как на фоне ограничений платежей в долларах и евро, так и ввиду отсутствия массового спроса на юани и экзотические валюты стран СНГ, считает Караваева.