ФАС запросила мнение страховщиков в рамках дела против Сбербанка

Ведомство выясняет у рынка, как появление подписки «Домклик» отразилось на продаже кредитных полисов
ФАС выясняет у страховщиков жизни, как появление подписки «Домклик» отразилось на продажах кредитных полисов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает расследовать дело об антиконкурентном соглашении Сбербанка и его страховой «дочки» при оформлении ипотеки: ведомство опросило других участников рынка о том, как на продажи кредитных полисов повлияла подписка «Домклик» со страховкой. ФАС 26 марта разослала письмо страховщикам жизни, полисы которых оформляются с кредитом, – срок ответа истек 5 апреля. Документ есть у «Ведомостей», его получение подтвердили два адресата, а также генеральный директор «Абсолют страхования» Дмитрий Руденко и представитель «Ренессанс страхования». Представитель ФАС подтвердил направление документа страховщикам.

Ведомство в декабре 2023 г. возбудило дело в отношении Сбербанка и «Сбербанк страхование жизни» из-за жалоб граждан на навязывание страховки для ипотеки: банк предлагал скидку к ставке в 1 п. п. при оформлении подписки на собственный сервис «Домклик плюс», куда входит полис страхования жизни и здоровья от «Сбербанк страхование жизни» и подписка на «Сберпрайм». Подключение этого пакета услуг не влияло на принятие решения о выдаче кредита, но от его наличия зависела процентная ставка. И если прежде заемщик для получения скидки мог купить полис у любого страховщика, аккредитованного в банке, с середины 2023 г. скидка стала предоставляться только при выборе пакета «Домклик плюс».

Представитель Сбербанка не ответил на запрос «Ведомостей».

Вопросы ФАС

В ходе анализа «рынка страховых услуг» ФАС задала компаниям несколько вопросов.

Ведомство интересовалось, каким образом и насколько сильно появление пакета услуг «Домклик плюс» повлияло на конкуренцию в сегменте страхования жизни и здоровья в целом и в отдельности – на ту его часть, которая касается ипотечных заемщиков. Далее ФАС запросила подробные сведения о «каких-либо статистических данных», которые, по мнению компании, отражают влияние введения пакета услуг «Домклик плюс» на ее деятельность при страховании жизни и здоровья ипотечных заемщиков «Сбера».

Среди других запросов – информация о тарифах с января 2021 г. по март 2024 г., по которым продавались такие полисы всем банкам как для коллективных договоров, так и для индивидуальных. При этом в ответе страховщика должны быть перечислены и подробно описаны факторы, которые влияют на тарифы.

Компании попросили сравнить тарифы «Сбербанк страхование жизни» в рамках пакета услуг «Домклик плюс» с их собственными при заключении договоров личного страхования.

ФАС также запросила динамику доли ипотечных заемщиков Сбербанка в портфеле страховщика с января 2021 г. по 1 марта 2024 г. и информацию о том, зависит ли тариф в рамках коллективных договоров от потенциального числа застрахованных. Наконец, ведомство просило предоставить сведения о тарифах для клиентов, являющихся ипотечными заемщиками банков, и для тех, кто оформляет полис не в рамках ипотеки, при одинаковых параметрах договора и характеристиках гражданина: страховая сумма, возраст, пол. При наличии различий необходимо было представить подробное их описание и обоснование.

ФАС против «Сбера»

Сбербанк пилотировал «Домклик плюс» с конца 2022 г. на территории Иркутска, а с середины августа 2023 г. распространил его на всю страну, указывает близкий к банку источник. Но уже с 20 июня возможность дисконта в размере 1 п. п. к процентной ставке по ипотеке предусматривалась исключительно при наличии подписки на новый сервис, следует из внутренней презентации «Домклик» (есть у «Ведомостей»).

ФАС увидела в этом ущемление как заемщиков, так и компаний: опция получения кредита на более выгодных условиях только в случае покупки дополнительных услуг у выбранного банком страховщика ограничивает и других участников рынка, и граждан. Вдобавок осенью 2023 г. правительство предписало, что заемщик может сохранить условия кредитования при оформлении займа независимо от того, покупает он дополнительные услуги у банка или самостоятельно заключает договор с любым страховщиком (с рейтингом не ниже уровня А-). В случае установления вины Сбербанку и его страховой «дочке» грозят оборотные штрафы от суммы выручки на рынке.

Сбербанк в своем пакете «Домклик плюс» нарушений антимонопольного законодательства не увидел, говорил в конце 2023 г. первый зампред правления Сбербанка Кирилл Царев.

Сбербанк и «Сбербанк страхование жизни» должны предоставить в ФАС до 15 апреля пакет из более 38 документов, среди них – экономическое обоснование предоставления скидки банком при покупке продукта «Домклик плюс», включая расчеты, подробное описание экономических и правовых последствий для клиентов при отказе от продукта (кроме повышения ставки). Сбербанк должен предоставить ФАС все направленные в филиалы данные с информацией о «Домклик плюс», включая инструкции, распоряжения, скрипты ответов сотрудников «Сбера» потребителям по поводу этого продукта с даты его появления в линейке, а также всю внутреннюю электронную переписку сотрудников банка, страховщика и между двумя компаниями. Ближайшее рассмотрение дела назначено на 25 апреля.

Перетягивание страховки

Страховщиков ситуация с появлением пакета «Домклик плюс» обеспокоила – особенно по той причине, что на Сбербанк приходится больше половины выдач.

В отдельных регионах (Саха (Якутия), Амурская область, Хакасия, Бурятия) доля Сбербанка достигает более 80%, говорит представитель «Ренессанс страхования»: около 60% ипотечных заемщиков сталкиваются с ограничением при выборе страховщика, если при получении кредита в Сбербанке покупают подписку «Домклик плюс». Выбрать в составе подписки иного страховщика невозможно, получить те же условия кредитования в части уменьшения процентной ставки на 1 п. п. при предоставлении полиса другого игрока – тоже, сетует представитель компании.

7,8 трлн руб.

выдали российские банки ипотечных кредитов в 2023 г. – 60%, или 4,7 трлн руб., из них предоставил Сбербанк

Введение Сбербанком пакета услуг «Домклик плюс» приводит к нарушению конкуренции, уверены в «Ренессанс страховании»: у потребителей отсутствует право на свободный выбор поставщиков страховых услуг на конкурентной основе на весь срок кредитования.

С лета 2023 г. число ипотечных заемщиков Сбербанка среди клиентов «Абсолют страхования» резко снизилось, указывает Руденко: до того момента доля ипотечных клиентов Сбербанка в портфеле страховщика достигала 40%. Выручка «Абсолют страхования» по итогам 2023 г. в рамках данного продукта упала на 14%. По сути, клиентами компании остались лишь заемщики по льготным ипотекам, для которых наличие страховки не отражается на ставке, добавляет Руденко.

Страховщики лишились права предоставлять услуги заемщикам Сбербанка на равных условиях с его «дочкой»: их полис с ровно таким же объемом страхового покрытия, полностью соответствующий требованиям кредитора по условиям предоставления страховой услуги, обеспечивает более высокую кредитную ставку.

Отказ от обслуживания заемщиков Сбербанка компания даже не обсуждает – «Абсолют страхование», как и весь рынок, надеется на реакцию ФАС. «Ренессанс страхование» также беспокоит, что в дальнейшем подобная практика может применяться иными крупными банками при работе с гражданами в части включения страхового покрытия в различные подписки с привлечением «кэптивных» страховщиков, делится представитель компании.

Хотя Сбербанк – один из крупных каналов продаж, а его страховая «дочка» занимает значительную долю страхового рынка, монополистом отрасли организации не являются (у страховщика доля в кредитных страховках – 38%), отмечает к. э. н., доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица. ФАС проводит стандартную проверку по заявлениям конкурентов, но вероятность обнаружения существенных нарушений крайне мала, полагает эксперт. Клиенты банка могут обращаться в сторонние компании и пользоваться их услугами без ограничений. Сбербанк, скорее всего, продолжит предлагать своим клиентам продукты «Сбербанк страхования» на прежних условиях, резюмирует Перепелица.