Почти 1 трлн рублей из федерального бюджета пойдет на развитие Крыма до 2020 года

Концепция развития Крыма до 2020 г. предусматривает вложения на уровне почти 1 трлн руб., из которых 95% - средства федерального бюджета России. Ее выполнение позволит увеличить валовый региональный продукт (ВРП) и уровень зарплат в Крыму в 5 раз за семь лет. На самодостаточность и бездотационность регион должен выйти не позднее 2017 г.

Такие оценки приводятся в проекте концепции федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 г.". Документ разработало Министерство регионального развития России в согласовании с другими ведомствами. В Минрегионе не смогли оперативно прокомментировать степень готовности концепции.

Согласно проекту предлагается два варианта финансирования ФЦП. Оптимистичный предполагает общий объем вложений в 978 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 926,8 млрд руб. Расходы регионального бюджета оцениваются в 18,4 млрд руб., внебюджетное финансирование - в 33,1 млрд руб.

В базовом варианте (общий объем вложений - 723,6 млрд руб.) расходы федерального бюджета оцениваются почти в два раза меньше - на уровне 511,6 млрд руб., при этом внебюджетное финансирование может составить 210,4 млрд руб. При реализации этого сценария на региональные бюджеты лягут расходы всего в 1,6 млрд руб.

При этом минимально необходимый, несеквестируемый объем финансирования ФЦП оценивается в 465 млрд руб. Однако эти расходы, согласно оценке Минрегиона, не обеспечат достижения целей, поставленных в программе.

В основном программа начнет финансироваться с 2015 г., однако 2014 г. должен стать подготовительным. До его конца может быть выделено до 54,5 млрд руб. Из этой суммы больше всего получат Минпромторг (14 млрд руб.) - на модернизацию отраслевой структуры промышленности Крыма, а также Минстрой (13,5 млрд руб.) - на объекты капстроительства в Крыму и Севастополе, строительство жилья и прочее.

В Минрегионе рассчитывают, что реализация ФЦП позволит приблизить уровень доходов населения полуострова к среднероссийскому уровню, повысить налоговую базу муниципальных бюджетов и сократить их уровень дотирования. В концепции ставится задача увеличить доходы консолидированных бюджетов на душу населения к 2020 г. в 3 раза, а также повысить общий объем инвестиций в основной капитал на душу населения - в 3,7 раза.

По данным министерства, в структуре ВРП Крыма 65,9% приходится на долю услуг, на производственную сферу - 34,1% (промышленность - 18,4%, сельское хозяйство - 8,7%, строительство - 6,5%, рыбное хозяйство - 0,5%). В номинальном выражении ВРП (в пересчете на рубли по среднему курсу 2012 г.) составлял 209,9 млрд руб., или 190 230 руб. на одного занятого в экономике. Среднемесячная заработная плата в Крыму составляла 10 138 руб., в Севастополе - 9882 руб. Для приведения экономики региона к среднероссийским параметрам необходимо, чтобы рост ВРП опережал рост заработной платы в 1,45 раза.

Одним из преимуществ Крыма является его географическое положение, разнообразный ландшафт и благоприятный климат, историко-культурный и рекреационный потенциал. Кроме того, Минрегион отмечает, что драйвером роста может стать малый и средний бизнес, "который не должен быть поглощен крупными российскими компаниями". "В рамках развития малого и среднего предпринимательства будут применяться уже действующие в РФ меры поддержки, в том числе предоставление льгот по лизингу, субсидирование процентных ставок по кредитам, гранты на открытие производства", - подчеркивается в проекте концепции.

Основными проблемами социально-экономического комплекса Крыма Минрегион видит высокий уровень зависимости энергетики Крыма от энергосистемы Украины, недостаточную эффективность использования транзитного и транспортного потенциала региона, противоречия, возникающие между развитием промышленности и санаторно-курортного комплекса. Министерство планирует развивать социальный сектор за счет привлечения в Крым молодых семей и специалистов, модернизации жилищно-коммунальных услуг, создания органами местного самоуправления автоматизированной системы управления инновационной деятельностью территории.

В документе подчеркивается, что Крым должен "не догонять среднероссийский уровень, а осуществить быстрый инновационный прорыв и обгон сначала по темпам роста", а после выхода на бездотационность - "и по уровню жизни, и ВРП на душу населения".