ЕС раскрыл детали иска НРД о заблокированных 6 трлн рублей: удастся ли инвесторам вернуть средства

Введение санкций плохо обосновано, что может помочь пострадавшим
НРД требует аннулировать нормативно-правовые акты совета ЕС о санкциях в той части, в которой они касаются российского депозитария, а также оплатить расходы/ Евгений Разумный / Ведомости

Евросоюз раскрыл основные доводы иска Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу Мосбиржи) против блокирующих санкций – частичное содержание позиции описано в очередном выпуске журнала ЕС.

Как следует из описания, российская структура строит свое заявление на четырех аргументах, описывающих неправомерности действий Евросоюза:

1. Совет ЕС недостаточно обосновал необходимость принятия санкций.

2. Оценивая фактические обстоятельства, совет допустил ошибки и опирается на неверные данные.

3. Последствия санкций непропорционально ограничили основные права НРД, которые защищают нормы Хартии основных прав Евросоюза (ст. 16 и 17). Статья 16 признает свободу ведения бизнеса в соответствии с законодательством ЕС, национальными законами и их практикой. Статья 17 признает право собственности: каждый имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться и завещать свое законно приобретенное имущество. Никто не может его лишиться, кроме как в общественных интересах, а также в случаях и на условиях, предусмотренных законом, при условии своевременной выплаты справедливой компенсации за его утрату.

4. Санкции в принципе введены незаконно: совет ЕС не ис­полнил требуемый стандарт ­доказательств.

«Иск принят, ожидаем следующих стадий», – рассказал представитель Мосбиржи. Международные депозитарии Euroclear и Clearstream в конце февраля закрыли «мост» с НРД, а 3 июня Евросоюз ввел против него санкции, законодательно отрезав российских инвесторов от своих ценных бумаг. Заблокированные активы оказались как минимум у 5 млн человек, иностранных акций заморожено на 320 млрд руб., оценивал ЦБ.

Плохое обоснование

НРД требует аннулировать нормативно правовые акты совета ЕС о санкциях в той части, в которой они касаются российского депозитария, а также оплатить расходы. Мосбиржа наняла команду адвокатов из международной фирмы Dentons во главе с Николетой Туоминен, которая прежде была неоднократно замечена в суде ЕС по антимонопольным делам, но не по категории дел об оспаривании санкций ЕС, отметил адвокат и партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин.

В обосновании причин введения санкций против НРД указаны два важных момента, поясняет эксперт. Во-первых, организация играет существенную роль в функционировании финансовой системы России и в ее связях с международной, таким образом, «прямо или косвенно содействует российскому правительству в его деятельности, проводимой политике и ресурсами». Второй – НРД находится под высокой степенью контроля со стороны российского правительства. Таким образом, НРД поддерживает российские власти – так строится логическая цепочка ЕС, иронизирует он.

На 6 трлн руб

заблокировано в НРД ценных бумаг в рублевом эквиваленте, подсчитывал ЦБ

Вопрос контроля является принципиальным, говорила в интервью РБК управляющий директор по комплаенсу и этике бизнеса Московской биржи Ирина Грекова: в этой связи НРД приводит в иске необходимые доводы, показывая структуру владения детально. «Если посмотреть внимательно на структуру акционеров Московской биржи, более 60% представляет собой free-float, акциями Московской биржи владеют и российские, и иностранные акционеры», – отмечала она. Основными акционерами Московской биржи являются Банк России (11,8%), Сбербанк (10%), ВЭБ (8,4%), ЕБРР (6,1%) и Capital Research and Management Company (5,7%). Free-float составляет 63%. Акционерами Мосбиржи также являются более 370 000 физических и более 1000 юридических лиц, писал «Интерфакс».

В «досье» на НРД должны быть четкие, однозначные и недвусмысленные доказательства, подкрепляющие оба вывода Совета ЕС, – суд признает для этого в том числе материалы СМИ, включая интернет-медиа, говорит Гландин. Но чем хуже у Совета ЕС обосновано соответствие НРД критериям подпадания под санкции, установленные в статье 3 его регламента еще от 2014 г., тем быстрее Суд ЕС признает ответчика не выполнившим лежащее на нем бремя доказывания и снимет санкции с НРД.

Прогнозировать исход дела сложно, считает старший партнер, глава практики разрешения споров и расследований Level Legal Services Алексей Дудко, – из-за его в целом беспрецедентного характера, включая количество затронутых из-за санкций НРД инвесторов и иных юридико-технических аспектов. Чтобы говорить о шансах, нужно учитывать не только обоснование санкций, но и административное досье – набор фактологических оснований для введения санкций, говорит Гландин.

Сейчас началась так называемая письменная часть процедуры, продолжил эксперт: у Европы есть три месяца на подачу письменного отзыва на иск, после чего у НРД будет право подать опровержение. Также представители Евросоюза вправе по своей инициативе или по инициативе сторон принять решение привлечь генерального адвоката Суда ЕС, чтобы дать независимое мнение. Кроме того, Еврокомиссия, государства – члены ЕС или любые третьи лица вправе ходатайствовать о вступлении в дело на стороне одной из сторон. Привлечение в дело генадвоката и ходатайство Бельгии о вхождении в процесс на стороне ответчика Гландин считает очень вероятным.

За иском НРД внимательно следят российские инвесторы, чьи права напрямую были затронуты блокировкой их иностранных ценных бумаг, уверен Дудко. Так как длительность судебных разбирательств составит минимум около полутора лет, многие из инвесторов сейчас обращаются непосредственно к регулятору ЕС для получения лицензий по разблокировке своих ценных бумаг независимо от исхода дела НРД, отмечает эксперт. Инвесторы предпочитают защищать свои индивидуальные права, так как абсолютное большинство из них не являются именно санкционными лицами. Но положительный исход иска НРД, бесспорно, поможет инвесторам, особенно «молчунам», считает Дудко.