Чего ждать от акций Tesla

Бумаги пережили худшую за год неделю, и не все аналитики уверены, что они вернутся к росту в ближайшее время
Максим Стулов / Ведомости

Прошлая неделя, когда акции Tesla на бирже NASDAQ упали на 15%, стала худшей для автопроизводителя за год. В понедельник после падения в начале сессии на 2,3% бумаги развернулись вверх и к вечеру по московскому времени росли на 1,5%. С начала года акции Tesla выросли на 70%, тогда как индекс S&P 500 – на 10,3%.

Инвесторы начали активно распродавать бумаги Tesla с тех пор, как производитель электрокаров 18 октября выпустил отчет за III квартал слабее пессимистичных прогнозов. Чистая прибыль упала на 44% год к году (г/г) до $1,88 млрд, а прибыль на акцию (EPS) – до $0,66. Выручка за год при этом выросла на 9% до $23,35 млрд, но консенсус-прогноз аналитиков предполагал, что этот показатель составит $24,1 млрд, а EPS – $0,73.

В понедельник Tesla сообщила, что ее капитальные затраты за 2023 г. превысят объявленный ранее целевой показатель в $7–9 млрд. Производитель электрокаров наращивает объемы производства и готовится к выпуску новых моделей после переоснащения завода Gigafactory в Texaсе в III квартале, что сократило поставки и доходы компании, пишет Reuters. До конца года Tesla планирует начать поставки обновленного седана Model 3 и нового пикапа Cybertruck.

Многие аналитики понизили целевые цены акций Tesla после выхода отчета компании. Deutsche Bank снизил таргет с $285 до $275 (апсайд +30%), Bank of America – с $300 до $290 (+37%), Goldman Sachs – с $265 до $235 (+11%). В Morgan Stanley целевую цену снизили с $400 до $380 (+79%). Важнее и разумнее учитывать долгосрочный потенциал продуктов и услуг, коммерциализированных компанией, отметил управляющий директор Morgan Stanley Адам Джонас.

Чем недовольны инвесторы

Ключевым разочарованием для инвесторов стало снижение валовой рентабельности, считает аналитик «БКС мир инвестиций» Денис Буйволов. За квартал показатель снизился на 1,8 процентного пункта (п. п.), за год – на 10,5 п. п. Это неудивительно с учетом неоднократного снижения цен на электромобили с начала года, а также смещения продаж в сторону бюджетных версий Model 3 и Model Y, поясняет эксперт. На продажи компании негативно влияют три фактора, говорит Буйволов. Во-первых, снижение реального располагаемого дохода населения ввиду относительно высокого уровня инфляции. Во-вторых, относительно высокая ставка кредитования в США. В-третьих, рост конкуренции на китайском рынке, где сильными темпами растет основной конкурент BYD и увеличивается конкуренция со стороны более мелких производителей электрокаров.

Tesla стремится нарастить поставки автомобилей в 2023 г. на 37% г/г до 1,8 млн. По итогам девяти месяцев компания произвела 1,35 млн автомобилей (+45% г/г) и подтвердила планы по объему поставок до конца года. Продажи компания нарастила за счет агрессивного снижения цен: по оценкам Reuters, с января по октябрь стоимость Model 3 снизилась примерно на 17%, а Model Y – более чем на 26%. Это отразилось на чистой прибыли компании, а перспектива дальнейшего снижения цен на электрокары для достижения цели по продажам беспокоит инвесторов, говорит аналитик «Финама» Анна Буйлакова. По ее словам, расстроило инвесторов и заявление главы Tesla Илона Маска об огромных трудностях в достижении массового производства Cybertruck: Tesla может понадобиться 12–18 месяцев, чтобы вывести денежный поток от продаж пикапа на положительный уровень. Компания планирует представить Cybertruck 30 ноября, но пока не раскрыла окончательные характеристики и цену грузовика.

Значимым фактором для распродаж акций могли стать заявления Илона Маска, которые участники рынка могли воспринять как косвенное доказательство трудностей компании со стороны спроса, считает аналитик Freedom Finance Global Дмитрий Поздняков. Миллиардер заявил о неуверенности в том, что строительство новой производственной площадки в Мексике начнется в ближайшее время, а также высказал опасения по поводу снижения спроса на электромобили из-за слишком высоких ставок по автокредитам, что делает такие машины менее доступными.

Усиление китайско-американского торгового противостояния также не добавило инвесторам позитива, отмечает Буйлакова: вслед за новостями об ужесточении экспорта полупроводников из США в Китай власти КНР сообщили о планах ограничить экспорт графита – важного компонента в производстве батарей для электромобилей.

Что будет дальше

Оценки потенциала акций Tesla аналитиками, опрошенными «Ведомостями», разнятся. В «Велес капитале» рекомендуют покупать бумаги автопроизводителя по текущей цене с таргетом на 12 месяцев в $300 (+41,5%). При закреплении на текущих уровнях акции компании могут частично реализовать потенциал уже к следующему квартальному отчету, говорит руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами «Велес капитала» Андрей Бородавка.

Первые производственные линии Cybertruck будут запущены в этом году, продажи, вероятно, начнутся в ноябре-декабре. По словам Бородавки, выручка от продажи Cybertruck будет включена уже в отчет за IV квартал и к середине 2024 г. станет ясно, насколько новый пикап будет интересен потенциальным потребителям. Выход на рынок новой экстравагантной модели можно оценить как положительное событие для бизнеса Tesla – рынок ждет чего-то нового, модель могут высоко оценить поклонники бренда, уверен Бородавка.

Целевая цена бумаг Tesla в «Финаме» составляет $240 (+13%), рейтинг – «держать». В БКС сохраняют нейтральный взгляд на акции автокомпании, так как по соотношению риск/доходность они сейчас не выглядят привлекательно, говорит Буйволов. До конца года акции Tesla будут по-прежнему под давлением, ожидает Поздняков: таргет Freedom Finance Global по ним – $202 (-5%).

Самый пессимистичный прогноз по акциям Tesla – у «Синары»: таргет в $130 предполагает падение котировок на 39% от текущего уровня. Аналитики инвестбанка ожидают дальнейшего снижения котировок, опасаясь, что инвесторы станут смотреть не на выполнение компанией плана по поставкам автомобилей, а на темпы роста выручки, которые значительно снизились.