Тиражи газет в США упали до уровней 70-летней давности

С апреля по сентябрь американские газеты потеряли до 10,6% своих читателей; в России положение большинства бумажных изданий немногим лучше.
Е.Кузьмина

Тиражи газет в США упали до самой низкой отметки за последние 70 лет. С апреля по сентябрь газеты по всей стране потеряли до 10,6% своих читателей по сравнению с тем же периодом годом ранее.

По данным Аудиторского офиса по тиражам (ABC), в будние дни (с понедельника по субботу) покупают газеты около 30,4 млн американцев. Еще около 40 млн покупают их по воскресеньям. В 1940 г., по данным Ассоциации американских изданий, ежедневные газеты покупали 41,1 млн американцев.

Средняя ежедневная аудитория ежедневных газет в США снижается с 1987 г. Интернет-издания в этом смысле пользуются большим успехом – но лишь в смысле количества заходов, а не в отношении прибыли. Рекламные блоки в интернете до сих пор продаются за копейки по сравнению с ценами в печатных изданиях. Так, в сентябре Nielsen сообщил, что интернет-версия New York Times является самым популярным новостным сайтом с 21,5 млн посетителей в месяц. Это на 7% больше, чем год назад. Но при этом в конце прошлой неделе Times Co. сообщила о 27%-ном падении доходов от рекламы за III квартал.

Но это не общий тренд. Так, газета Washington Post за первое полугодие этого года потеряла $143 млн. При этом количество посетителей сайта снизилось на 29% до 9,2 млн по сравнению с сентябрем прошлого года.

Единственным исключением из общего правила стала газета Wall Street Journal. По данным ABC, с апреля по сентябрь тираж газеты вырос на 0,61% до 2,024 млн экземпляров.

Факторов, которыми можно объяснить снижение тиражей, несколько. В частности, некоторые издательства перестали доставлять свои газеты в отдаленные места из соображений сокращения трат на бензин и производство. При этом издатели повысили цены. Соревнование тиражей продолжают лишь самые мелкие ежедневные газеты США, которые специализируются на местных новостях. Как правило, рекламу они также получают от местных представителей бизнеса.

Тем временем потери в тиражах у остальных газет растут. С апреля по сентябрь тиражи USA Today снизились на 17% по сравнению с тем же периодом годом ранее - до 1,9 млн. В итоге место крупнейшей цветной ежедневной газеты теперь занимает Wall Street Journal с тиражом 2 млн экземпляров. Газета New York Times потеряла 7% читателей, The Los Angeles Times – 11%, The Washington Post – 6%, The Post – 5%. Гораздо больше потери у San Francisco Chronicle – 26%. Dallas Morning News и Newark Star-Ledger снизили тиражи на 22%.

В России ситуация у большинства печатных изданий лишь немногим лучше. Впрочем, в отличие от США, где люди экономят на покупке газет, в России проблема совсем иная. «Читатели русскоязычных ежедневных газет устали от негатива. Полгода назад мы видели всплеск интереса к ежедневным изданиям, сейчас наблюдаем спад», - рассказала издатель газеты The Moscow Times Екатерина Сон.

Результаты исследований TNS частично подтверждают наличие подобной тенденции. «За период с марта-июля 2008 г. по март-июль 2009 ежедневные и еженедельные газеты показали некоторое снижение показателей аудитории, а также женские издания и ТВ-гиды, в то время как автомобильные и кулинарные, напротив, - рост», - заявила директор по медиаисследованиям TNS Марина Лучина. По данным компании, аудитория женских изданий с марта-июня прошлого года по март-июнь этого года снизилась на 8,7%. Причина проста: многие издания не выдержали снижения объемов рекламы и были вынуждены закрыться. "В итоге читательская аудитория в этом сегменте снизилась", - пояснила Лучина. Снижение читательской аудитории ежедневных изданий составило 15%.

Однако, по словам Лучиной, деловые и мужские издания достаточно устойчивы по своей аудитории. Так, по данным TNS, аудитория мужских изданий сократилась за год всего на 2,4%, а деловых – и вовсе выросла на 3,2%.

По материалам Washington Post