Москва занимает по пробкам четвертое место в мире

Пробки на московских дорогах – одни из самых изнуряющих в мире, выяснила IBM. Москвичи – рекордсмены по числу прогулов из-за пробок и одни из самых злобных водителей
С.Портер

Повседневные поездки в мегаполисах становятся все более длительными и изнуряющими, констатируют исследователи IBM на основе опроса 8192 автомобилистов в 20 городах мира (см. врез на www.vedomosti.ru). За последние три года 87% респондентов попадали в пробки, простояв в них в среднем по часу.

Опрошенные жаловались, что пробки вредят их здоровью (57%), эффективности работы (29%), из-за заторов даже приходится возвращаться обратно (31%). Москвичи – рекордсмены по пропуску работы из-за пробок: 35% хотя бы раз за месяц не доезжали до офиса. Время, потерянное в пробках, москвичи потратили бы на отдых (52%) и сон (38%) – больше, чем жители других мегаполисов (44 и 31% соответственно). На работу это время потратили бы 12% москвичей – на треть меньше среднего значения по миру.

IBM составила рейтинг городов, присвоив каждому значение, отражающее эмоциональный и экономический ущерб от передвижения (см. график). Самый благополучный город – Стокгольм, самая худшая ситуация – в Пекине. Москва тремя строчками ниже столицы Китая, но зато на 1-м месте по числу автомобилистов (42%), которые более трех часов простаивают в пробках. Да и само вождение серьезно раздражает москвичей – они по этому показателю на 2-м месте после Пекина.

При относительно невысоких темпах роста машин (около 3%) 64% московских водителей (2-е место) пожаловались на ухудшение ситуации на дорогах за три года. В среднем по миру – 49%, о заметном улучшении говорили только 5%.

Кризис повлиял на способ передвижения 18% москвичей, каждый пятый из них при этом объединился с кем-либо для совместных поездок на автомобиле, и лишь каждый десятый пересел на общественный транспорт.

По оценкам «Яндекса», москвичи тратят в пробках семь дней в год, или полчаса ежедневно, а потратить на дорогу на треть больше времени для Москвы уже норма. По оценкам Российской академии транспорта, каждый час, проведенный в пробке легковушкой, обходится государству в 500 руб. Ущерб столицы – 38 млрд руб. в год, сообщал руководитель ГИБДД Виктор Кирьянов.

Для борьбы с пробками в мегаполисах применяют развязки, перехватывающие парковки, спецполосы для общественного транспорта, платный въезд в центр, перечисляет президент Института экономики города Надежда Косарева, но суперэффективного метода еще нигде не придумали.

Как оценивали

Исследователи IBM оценивали мегаполисы по 10 показателям. Учитывалось время в пути и время ожидания в пробках, а также согласие респондентов с восьмью утверждениями: цена на топливо стала слишком высокой, ситуация на дорогах ухудшилась, движение в режиме старт/стоп является проблемой, вождение автомобиля вызывает стресс, вождение вызывает раздражение, дорожные заторы негативно влияют на работу, ситуация на дорогах была настолько плоха, что движение остановилось, и люди решали отказаться от поездки из-за пробок. Города получили следующие оценки (100 - максимально негативная): Пекин – 99, Мехико - 99, Йоханнесбург - 97, Москва - 84, Нью-Дели - 81, Сан-Пауло - 75, Милан - 52, Буэнос- Айрес - 50, Мадрид - 48, Лондон - 36, Париж - 36, Торонто - 32, Амстердам - 25, Лос-Анджелес - 25, Берлин - 24, Монреаль - 23, Нью- Йорк - 19, Хьюстон - 17, Мельбурн - 17, Стокгольм - 15.