Михаил Горбачев и его время представлены в фотографиях

«Михаил Горбачев. Perestroika» – выставка юбилейная, но не идиллическая, очень трудно было стране перестраиваться

Герой выставки Ольги Свибловой стал и ее зрителем / В. ФИЛОНОВ / МТ

На этой выставке бегло – всего-то несколько сотен фотографий – обозначены важные события недолгого, но фантастически насыщенного пятилетия (1986–1991) стояния Горбачева на высоком посту главы советской империи в ее последней, как оказалось, предсмертной стадии.

По каждому показанному сюжету: последний съезд КПСС, дискуссии народных депутатов, вывод войск из Афганистана, возвращение Сахарова из ссылки, Чернобыль, «ночь саперных лопаток» в Тбилиси, падение Берлинской стены, первые уличные демонстрации, новые лица на телевидении, жизнь среди пустых магазинных полок – можно сделать отдельные выставки, способные вызвать слезы, боль, смех, удивление и ностальгию.

К фотографиям устроители добавили немного неказистого современного искусства, трансляцию фрагментов из эпохальных фильмов («Ассы» прежде всего) и фильмов, снятых с запретной полки (особое спасибо за «Проверку на дорогах»).

На таких выставках как раз и понимаешь, что всякая власть от Бога. Не в смысле, что на власть надо молиться, просто ясно становится: не личной волей человека свершаются исторические события, он не источник перемен и даже не их проводник, только заложник. Тем более такого человека, как Горбачев, сверхчеловеком себя не выставлявшего, доказавшего, что есть жизнь и после власти, игравшего когда-то в детском спектакле «Снегурочка» (фотографии из семейного альбома представлены в экспозиции скромно).

Михаил Сергеевич приехал на вернисаж в Манеж, не зная, что там увидит. Сначала долго разговаривал с журналистами. От имени «Ведомостей» был задан вопрос про чувства, которые он испытывает, глядя на старые фотографии. В ответ первый и последний президент СССР вздохнул и ответил, что старые фотографии – «они, конечно, факт, воспоминания», вот посмотрел он на фотографии Раисы и свои – есть разница. Потом пошутил, возможно не в первый раз, что восьмидесятилетие справлять неинтересно, столетие – другое дело. Затем, ведомый директором Московского дома фотографии Ольгой Свибловой, медленно обошел экспозицию. И опять долго говорил, что и как хотел сделать для страны, развенчивал мифы о своем правлении.

Выставка мифы о перестройке не поддерживает. Показанные фотографии – чистые факты, их снимали талантливые и честные люди: Владимир Вяткин, Александр Абаза, Юрий Рост, Игорь Мухин, Виктор Ахломов, Александр Бородулин, и здесь еще не все перечислены.

Умение фотографов схватить дух времени, конечно, важно, особенно для не заставших тех событий. Но для очевидцев достаточно просто взглянуть на любой снимок (например, на пересекающую площадь очередь к табачному киоску) – и двадцати лет как не бывало. Время больших перемен круче любого искусства.