В Москве прошел I Всероссийский съезд таксистов

Новый закон о перевозках грозит им безработицей
В.Волков

Первого сентября 2011 г. вступают в силу положения федерального закона № 69-ФЗ, направленные на развитие таксомоторных пассажирских перевозок. Теперь, чтобы не остаться без работы, все таксисты обязаны до 1 сентября пройти лицензирование в местных органах власти. До 1 января 2012 г. каждый автомобиль необходимо снабдить шашечками, таксометром и опознавательным фонарем оранжевого цвета.

Справедливые, в общем-то, требования вызвали локальные акции протеста среди участников рынка. Во-первых, говорят они, лицензии выдаются только тем перевозчикам, у кого автомобили находятся в собственности, а таких на рынке всего 30%. Во-вторых, установка таксометров имеет смысл лишь при единых тарифах. И в-третьих, что хорошо для Москвы, гибельно для регионов, где все работают на арендованных машинах и ездят без таксометров.

Третьего августа состоялся I Всероссийский съезд таксистов, целью которого стала совместная работа перевозчиков и членов правительства над поправками к закону. Зарегистрировались 250 участников из 50 субъектов РФ, однако, по моим представлениям, народу было вдвое больше. Инициировал съезд Общероссийский народный фронт. Председатель оргкомитета и член федерального координационного совета ОНФ Вячеслав Лысаков не отрицал политической подоплеки мероприятия:

"В России полтора миллиона таксистов. Зачем нам превращать их во врагов, когда можно конструктивно договориться?"

Съезд начался с выступлений почетных гостей: заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула и заместителя мэра Москвы Николая Лямова. Они убеждали собравшихся в пользе цивилизованных перевозок и необходимости возрождать такси с большой буквы. Это не вызвало возражений в зале. Затем Лямов рассказал много важных вещей. Про то, как долго спорили, утверждая цвет шашечек. Про лицензию, которая с 2012 г. будет снабжена чипами, позволяющими таксисту заезжать на территории вокзалов и аэропортов. Про 13 стоянок для такси в центре Москвы, которые уже почему-то забиты нелегальными перевозчиками. Когда заместитель мэра стал рассказывать о таксометрах, которые, вопреки слухам, стоят не 15 000 руб., а 800, в зале поднялся ропот. Модератор выжидательно посмотрел на задние ряды, но гул не утихал. Посыпались вопросы. Представители региональных фирм указали заместителю мэра на то, что те таксометры, которые стоят 800 руб., не внесены в реестр разрешенных законом аппаратов. А те, которые внесены, стоят именно от 15 000.

Директор мордовской фирмы «Служба такси 32-90-90» Сергей Кизим добавил, что в них еще и фискальная память, обновление которой раз в полгода стоит 7000 руб.

"Для Москвы это, конечно, ничего не значит, — заметил он. — А для регионов — пагубный фактор!"

Его слова утонули в громовых аплодисментах и выкриках «Правильно!». Члены президиума растерялись.

"Очень хорошо, что вы подняли этот вопрос, — поблагодарил Лысаков. — Действительно, казалось бы, маленькая проблема, а какая болезненная".

Но оратор из Мордовии не унимался и продолжал про таксометры. Снова раздались аплодисменты. Заместитель мэра Лямов заметил, что, пожалуй, он под эти аплодисменты и уйдет. И действительно сошел с трибуны.

Назревала конфронтация. Модератор объявил перерыв и, выпроводив взбудораженных перевозчиков за дверь, обратился к журналистам с просьбой задавать вопросы. Когда очередь дошла до меня, я передал президиуму вопрос одного из московских таксистов, с которым говорил накануне. Зовут его Николай Семенович и работает он в компании «Формула такси». Про съезд Николай Семенович ничего не слышал.

"Меня туда не звали, — сказал он. — Я в такси с 1980 г., наверное, это для них мало. Да и вообще все это устраивается не для таксистов. Ты спроси у тех, на съезде, они сами-то в такси ездят?"

Я спросил. Полярный исследователь Артур Чилингаров, представляющий на съезде партию «Единая Россия», ездит на бомбилах, которые видят в нем своего и денег не берут. Заместитель же мэра Николай Лямов не только ездит на такси, но даже ходит пешком. Он рассказал, как лично ходил к метро «Юго-Западная» и уговаривал тамошних нелегальных перевозчиков позвать главного крышующего их бизнес — на переговоры в правительство Москвы. Пока никто не пришел, но двери, сказал Лямов, всегда открыты.

В конце съезда участникам предложили подписать резолюцию о создании Национального совета по такси. Вячеслав Лысаков считает, что появление такого органа позволит рынку такси самостоятельно регулировать себя.

- Это должна быть некоммерческая организация с арбитражными функциями, — пояснил он. — Туда войдут профсоюзы, индивидуальные предприниматели. У всех будет право голоса.

— Возглавите совет вы?

— Ну а больше-то никто этим не занимается. И потом, я избираюсь в Госдуму от Московской области. У меня будет возможность представлять предложения по такси на уровне Госдумы и правительства. Почему бы не возглавить?

В целом представители таксомоторного бизнеса положительно отнеслись и к съезду, и к идее национального совета. Однако подавляющее большинство участников не дает сбить себя с толку. Роман Круглов из профсоюза таксистов города Иванова считает, что новый закон надо серьезно корректировать: выдавать не лицензию на автомобиль, а патенты водителям, как в США и Европе. Круглов сообщил, что 9 августа в Москве, Иванове и других городах России пройдет митинг таксистов против закона № 69-ФЗ. Счетчик уже включен.