Фильм «Темный рыцарь: возрождение легенды»: Человек-мышь титанически работает над собой

Новое кинополотно о Бэтмене – «Темный рыцарь: возрождение легенды» (The Dark Knight Rises) циклопичнее и монументальнее предыдущей серии. Режиссер Кристофер Нолан определенно считает, что только фильм-гора может родить Человека-мышь
thedarkknightrises.com

Удивительно, как Бэтмен еще ходит под грузом возложенных на него Ноланом социальных, политических и моральных проблем. Недаром он теперь не летучая мышь, а Темный рыцарь. Какие мыши, когда у нас тут шаги командора.

Поступь его тяжела, суставы не гнутся. «Да у вас, батенька, в этом колене вообще нет хрящей, куда вам на горные лыжи», – сокрушается доктор, осматривая кряхтящего миллиардера Брюса Уэйна (Кристиан Бейл), который совсем потерял форму и прыть, но собрался опять залезть в костюм Бэтмена.

Главное, док, не колено, а сила духа. Больше того: стать всем может лишь тот, кто был ничем. Брюсу Уэйну только предстоит узнать эту революционную истину, а главный противник Бэтмена знает ее очень хорошо.

У наемника Бэйна (Том Харди), очередного суперзлодея в маске, было трудное детство. Это закалило его тело и волю. Теперь он явился в Готэм-сити, чтобы не просто сеять там ужас и пугать граждан нейтронной бомбой, а учинить практически якобинскую диктатуру – с разрухой в коммунальном хозяйстве и массовыми казнями богатых на радость люмпенам. У обезумевшего судьи (Киллиан Мёрфи) есть два приговора (по выбору народа) – изгнание или смерть: в обоих случаях осужденные топают из опоясанного рекой города по тонкому льду, пока не провалятся. Немного жаль, что Нолан не додумался до гильотины. Но, возможно, он, как настоящий реалист в жанре комикса, просто посчитал ее слишком европейской, а потому неуместной деталью, ведь террорист Бэйн пришел с Востока. Из России злодей привез физика-ядерщика и дубленку, которую носит на голое дюжее тело. Но вырос он в других местах, где ходят в халатах, говорят по-арабски и сажают людей в глубокие ямы, откуда невозможно выбраться, особенно со сломанной спиной.

С этой-то ямы-тюрьмы и начинается возрождение Брюса Уэйна, который полфильма проводит в попытках подняться с колен и расправить плечи. После того как Бэйн отнял у него все (капитал, недвижимость, здоровье, автопарк и ядерный реактор), ничего не остается, кроме как стать Бэтменом не внешне, напялив костюм с ушами и усевшись в напичканный хитроумным снаряжением бэтмобиль, а внутренне, по Станиславскому. Переплавить вечную раздвоенность между человеческим и супергеройским в несокрушимый монолит.

Но без раздвоенности какая драма. Поэтому в «Возрождении легенды» у Темного рыцаря две дамы: богатая благотворительница (Марион Котийяр) и авантюристка-домушница, коварная женщина-кошка (Энн Хэтэуэй), которая, во-первых, вечно подставляет Человека-мышь, а во-вторых, приносит в насупленный нолановский мир иронию и радость, которых там катастрофически не хватало.

Также в ролях: Гэри Олдман (комиссар Гордон), Джозеф Гордон-Левитт (полицейский, у которого, как у злодея Бэйна, было трудное детство, но был и хороший пример – Бэтмен), Майкл Кейн (верный дворецкий Альфред), Морган Фримен (управделами Уэйна) и другие. Ничего не поделаешь, приходится перечислять их в телеграфном стиле – как-никак «Возрождение легенды» без малого «Война и мир», иных масштабов мегаломан Нолан, очевидно, не признает.