Комиксы стали бизнесом, приносящим многомиллионные доходы

Очередной мировой рекорд был побит, когда комикс про Супермена Action Comics #1 за 1938 год принес своему владельцу $2,1 млн
AP

В июне 2012-го ушел с молотка за $1,7 млн оригинальный эскиз обложки к комиксу “Тинтин в Америке” 1932 года — беспрецедентная цена за произведение подобного жанра и неплохой рост, особенно впериод экономических неурядиц, относительно тех $973 тысяч, которые за него заплатили четыре года назад.

В 2011 году книга комиксов про Супермена за 1938 год принесла своему владельцу $2,1млн

Такие прибыли привлекают не только одержимых коллекционеров, но и серьезных людей, которые ищут альтернативные инструменты для вложения средств. Конечно, на этом рынке по-прежнему господствуют фанатичные собиратели, но мир супергероев все больше привлекает тех, кто не связан с коллекционированием, ведь на кон здесь поставлены очень крупные суммы.

“Мне порой звонят люди, которые никогда прежде не собирали комиксы, но сейчас хотят создать собственную коллекцию”,- рассказывает Винсент Зурзоло, совладелец онлайн-аукциона ComicConnect, который продал за рекордную сумму книжку про Супермена. По мнению аукциониста, эта тенденция связана с утратой доверия к фондовой бирже в результате кризиса, что и заставило некоторых искать альтернативные объекты инвестирования.

“Все это, конечно, так, но проблема в том, что тенденция может измениться, — говорит Грег Дэвис, глава департамента поведенческой экономики и финансовой математики банка Barclays. — Я бы не стал полагаться на этот инструмент как долговременное средство сбережения капитала”.

Дэвис указывает, что коллекционирование связано с целым рядом рисков, в том числе с опасностью подделки, низкой ликвидностью и необоснованным ростом цены в ходе аукциона. Существует также вероятность того, что даже изначальная цифра окажется “вздутой”, — может быть, вы покупаете в момент возникновения ценового пузыря. “Если вы рассматриваете подобные вещи в качестве альтернативных инструментов и не учитываете возможные последствия, имейте в виду, что цены могут быть взвинчены из-за ухода инвесторов с финансовых рынков”, — объясняет Дэвис. И добавляет: вероятно, тенденция роста стоимости продлится несколько десятилетий, но все равно надо помнить, что инвесторы полагаются всего лишь на модное увлечение.

Впервые планку в миллион долларов книжка комиксов преодолела в 2010 году. С тех пор было установлено три новых рекорда, и все при продаже разных экземпляров Action Comics #1. Прошлогодний рекорд в $2,1 млн был связан с книжкой, украденной в2000году у голливудского актера Николаса Кейджа, а десять лет спустя обнаруженной на заброшенном складе в Калифорнии.

В 1999-м экземпляр комикса примерно в таком же состоянии ушел за $140 тысяч. Для сравнения: в 1982 году Чак Розански, владелец ведущей американской компании по продаже комиксов Mile High Comics, продал такую же книжку в превосходном состоянии за $20 тысяч. “Возможно, в 2025 году цена составит $10 млн”, — высказывает предположение Зурзоло.

Розански завоевал репутацию в деле торговли комиксами в 1977году, когда собрал самую впечатляющую коллекцию изданий, относящихся к “золотому веку”, то есть опубликованных между 1938 и 1950 годом. В ней было 18 тысяч томов, и она получила название Mile High Collection. Но Розански не стал ждать роста цен, ауже тогда начал продавать книги из своей коллекции. “Деньги для меня значения не имеют, — говорит он. — Я продаю счастье!”

Джордж Пантела, владелец GPAnalysis, компании по оценке комиксов, отмечает, что значительный рост рынка пришелся на 2000год. “Десять лет назад возникла общедоступная система классификации, тогда в этой сфере и появились серьезные деньги, — говорит он, имея в виду

CGC Comics, организацию, оценивающую эти издания по 10-балльной шкале. — CGC привела классификацию и оценку комиксов к общему знаменателю, тем самым превратив их в куда более ликвидный актив. Так что сейчас это большой бизнес“.

В Европе лидером рынка является бельгийская книга комиксов про Тинтина — репортера, обожающего приключения. Эрик Леруа, специалист по комиксам французского аукционного дома Artcurial, продал за рекордно высокую цену эскиз обложки “Тинтин в Америке”, сделанную самим Эрже (настоящее имя автора “Тинтина” — Жорж Реми, но миру он больше известен под псевдонимом Hergé, так на французский манер произносятся его инициалы R.G. — Прим. ред.).

И, по мнению Леруа, это еще не предел. “Цены на комиксы растут благодаря новой генерации коллекционеров, которые читали эти книжки, когда были детьми, — говорит он. — Такие люди не боятся повесить в собственной гостиной увеличенную страницу из комикса про Тинтина или Спайдермена вместо привычной живописи. И в каком-то смысле эти книги можно сравнить с произведениями современного искусства, которые вдруг из андерграунда вышли в мейнстрим”.

Сейчас начать собственную коллекцию легче, чем когда-либо. Ведь не нужно обращаться за информацией в профильные организации или к букинистам: она вся есть в сети. “Интернет значительно облегчил задачу, потому что можно заниматься изучением ситуации не выходя из дома и прямо онлайн смотреть, как бьются рекорды, — говорит Джим Халперин, сопредседатель Heritage Aictions, аукционного дома в Далласе, штат Техас, работающего с коллекциями.

Халперин интересуется комиксами с 1991 года, и его собрание сейчас оценивается примерно в $15 млн. Но деньги ни в коем случае не могут быть главным мотивом для тех, кто станет инвестировать в эти книжки, настаивает он. “Это должно рассматриваться как диверсификация вложений, а не инвестиции как таковые, — говорит Халперин, указывая на некоторые очевидные недостатки собирания комиксов. — С акций получаешь дивиденды, а с комиксов — нет. Более того, нужно их страховать, а еще необходимо где-то их хранить. Так что они скорее приносят убытки, совсем как картины”.

Но комиксы все же имеют одно существенное преимущество перед акциями: “Даже если цены упадут, у тебя останется чудесная вещь, на которую приятно смотреть”, — говорит Зурзоло.

(FT Wealth, 2012 год, перевел Андрей Ганкин)

Эта публикация основана на статье «Деньги из бумаги» из приложения «Как потратить» газеты «Ведомости» от 11.02.2013, № 21 (3283)