"Рабочий и колхозницы": Тяжелое наследство из запасников

«Рабочие и колхозницы» – выставка советской живописи и фотографий во славу людей труда. Славили трудящихся по стандарту и скучно
Картины-агитки писали с размахом/ Д.Абрамов/ Ведомости

В выставочном центре «Рабочий и колхозница», ставшем по идее арт-директора Марины Лошак местом «демонстрации, реконструкции и исследования искусства советской эпохи», показывают выставку производственной и сельскохозяйственной живописи, скульптуры и фотографии, а также обложек журнала «Огонек», осененных героями труда. Плюс в кинозале демонстрируют подборку кинофильмов 20–30-х гг. о счастье работать на благо родины.

В отличие от кинопрограммы, где нашлось место классической «Богатой невесте» Пырьева, живопись представлена не пышными полотнами корифеев (не считая картины Дмитрия Налбандяна 60-х гг.), а произведениями авторов, заслуженно забытых, не умевших справиться с многофигурными композициями, а картины труда полагалось писать впечатляющие, с размахом.

Художническое неумение может насмешить, но все же смотреть беспомощную живопись скучно. Хотя эти картины – честные свидетельства быта и нравов советского времени: большинство картин извлечены на выставку из государственного хранилища РОСИЗО, а значит, куплены государством, тема труда была хлебной.

Отцифрованные обложки журнала «Огонек» 50-х гг. с парадными фотопортретами передовиков производства (старшего колхозника, лучшего сталевара, стерженщицы, бригадиров электропечи и сплоточной машины) показаны парно – кадр, пошедший в печать и отбракованный редактором. Часто потому, что герои в улыбке демонстрировали плохие зубы.

Советское пропагандистское искусство – тяжелое наследство. Лучшие его образцы о времени врут, а правдивые ну уж очень тоскливы.

До 28 февраля