Наш павильон на Венецианской биеннале засекречен


Комиссар российского павильона на 55-й Венецианской биеннале и глава Stella Art Foundation Стелла Кесаева представила арт-сообществу куратора Удо Киттельмана, первого иностранца, которому доверена реализация проекта, представляющего Россию на этом всемирном смотре современного искусства. Очевидно, таков был выбор автора проекта, художника Вадима Захарова, давно живущего в Германии, – с Киттельманом, уже имевшим успех в Венеции, он связан дружески и профессионально. Немецкий куратор сказал много теплых слов о художнике и признался, что у него на родине его, Киттельмана, избрание многих удивило.

Для нашего арт-сообщества, знающего, что в Венеции не только куратор, но и художник национального павильона может быть иностранцем, удивительно другое. За два месяца до открытия биеннале ожидалось, что Кесаева представит не только художника и куратора, давно известных, но и сам проект, его идею, по крайней мере. Так принято, и куратор нашего павильона на прошлой биеннале Борис Гройс заранее – лекциями и статьями о значении московского концептуализма – подготавливал серьезное отношение к проекту художника Монастырского. Но оказалось, что работу Захарова решено держать в тайне.

На вопрос «Ведомостей», к чему такая таинственность и не помешает ли она популяризации проекта, привлечению к нему внимания, художник Захаров скокетничал: «Мы хотим сделать вам, зрителям, сюрприз», – а куратор Киттельман выразил уверенность в правильности дела, которым он занимается уже полгода, и посетовал, что мы живем во время избытка информации.

Российское арт-сообщество, однако, сюрпризов не любит, для нашего павильона они привычны – до последнего, например, никогда неизвестно, сколько денег выделит на проект Министерство культуры. В этом году так же, а Стелла Кесаева отметила, что засекреченный проект «дорогостоящий» (а также «простой и очень красивый»). Кстати, материалы о нем для каталога биеннале уже представлены.

Кесаева не только комиссар павильона России, но она, ее фонд, еще и его спонсор. Платящий, конечно, заказывает музыку, но исполняет ее оркестр. Отвечать за венецианский сюрприз все равно будут художник Вадим Захаров и куратор Удо Киттельман.