Статья опубликована в № 3301 от 07.03.2013 под заголовком: Мастерица разрушать иллюзии

Валери Белен на фестивале "Мода и стиль в фотографии": Мастерица разрушать иллюзии

«Иллюзия жизни» Валери Белен – выставка рациональных фотографий. Каждая холодно обманывает зрителя
Валери Белен. «Черноглазая Сьюзен». 2010
МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ

Валери Белен – не самая знаменитая участница нынешнего фестиваля «Мода и стиль в фотографии», но ее выставка самая любопытная среди проходящих в Московском доме фотографии. Хотя сделана она без эмоций и желания понравиться. Вообще, может показаться, что зрителями Белен не интересуется, только собственными идеями. Она работает сериями и каждый раз ставит перед собой новую исследовательскую задачу – как предмет или тело могут быть преображены фотографированием.

Белен снимает живых девушек так, что они выглядят как манекены, а фотографии манекенов у нее легко принять за психологические портреты. На ее снимках музейные автомобили блестят как драгоценности, а корзина с фруктами смотрится натюрмортом старых мастеров. Обертки от чипсов, увеличенные и черно-белые, меняются до неузнаваемости.

«Своими фотографиями, – объясняет Белен, – я хочу заставить людей задуматься о взаимоотношениях реальности и иллюзий». Ключевое слово тут «заставить», все фотографии, как нам давно известно, только обманы, но фотографирующие все равно стремятся поймать мгновение, характер, красоту, эмоцию, событие. Белен же фиксирует только отношения мира и его отпечатка и ничего больше не предлагает публике. Но удерживает ее внимание своими большими, холодными, обманчивыми, гиперреалистическими работами.

В серии Белен «Черноглазая Сьюзен» женское лицо утопает то в хризантемах, то в ромашках, зловеще превращаясь в неживое, призрачное, словно проступающее из загробного мира сквозь похоронные букеты. Самое сладкое соседство – красавицы и цветов – предстает антигламурно и вызывающе небанально. Белен не выдает иллюзию за жизнь, пойманную камерой, она последовательно, как настоящий резонер, разрушает устоявшиеся образы, стандартные представления. Не эффекта ради, а для сохранения трезвости видения, чтобы зрители не обманывались.

До 31 марта

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать