Изумрудный город Сэма Рэйми: Затащи меня в Оз

В фильме «Оз, Великий и Ужасный» Сэм Рэйми выстроил новый Изумрудный город – город неудовлетворенных женщин, летающих обезьян и дураков с бубенчиками. И отправил туда нормального парня
Живой Джеймс Франко слегка проигрывает в убедительности нарисованной летающей обезьяне/ outnow.ch

Отличная идея – запустить в известную сказку не малолеток с собачками, не подростков с гормонами, а взрослого человека, скучного мошенника. И посмотреть, кто скорее сломается, мошенник или сказка. Так делали Захаров с Гориным в «Доме, который построил Свифт», так делал Спилберг в «Капитане Крюке», теперь вот у Сэма Рэйми ярмарочный фокусник Оскар Диггс уносится в Страну Оз на воздушном шаре, чтобы стать там Волшебником, Великим и Ужасным.

Скорее Ужасным, чем Великим. У Рэйми сломался не мошенник, а сказка. Открывающие титры, со старомодными, как будто фанерными фигурками, выглядят волшебными, а Изумрудный город со всеми его немыслимыми анимированными красотами – просто декорацией. Очень сложно делать фильм по Фрэнку Бауму и ни намеком не упомянуть кино Виктора Флеминга 1939 г. Но классического «Волшебника страны Оз», того, где Джуди Гарленд и песня «Над радугой», нельзя воспроизводить даже в мелочах. И, хотя Рэйми уверяет, что его волшебная страна полностью основана на сказках Баума, все равно она оказывается скучной, как скучен предсмертный сон циркача или фантазии юриста, который пытается и о стране Оз рассказать, и избежать обвинений в нарушении копирайта.

1905 год, Канзас. Оскар, которого все называют просто Оз, зарабатывает дурацкими фокусами и очень хочет быть великим. Он очаровывает случайных женщин, считает медяки, боготворит Томаса Эдисона и Гарри Гудини и не очень доволен своей черно-белой ярмарочной жизнью. Но вот, спасаясь от разъяренного мужа своей очередной пассии, Оскар прыгает в корзину воздушного шара – и ураган бросает его в разноцветную страну Оз. Из одного парада уродов он попадает в другой, почти такой же: там его ждет помощник-обезьяна, красивые женщины, которые никогда не знали любви, милые и не очень милые коротышки, фарфоровая куколка с разбитыми ножками и горы золота. Золото достанется ему, если он спасет страну Оз от злой колдуньи.

Колдуний в фильме много, и все неубедительны: что ведьма Мила Кунис в нелепой одежде, что холодная Рэчел Вайс, что Мишель Уильямс, добрая и светлая, как девушка с упаковки сыра «Виола». Да и сам Оскар – Джеймс Франко со своей обаятельной улыбкой – выглядит шарлатаном, который снимается на фоне зеленого экрана, а не изобретателем, попавшим в волшебную страну. Правда, по сюжету Оскар Диггс и есть шарлатан: средненький фокусник, не очень хороший человек, трус и зануда. Зато он делает ракеты (учит местных жителей изготавливать фейерверки). Единственное, что отчасти спасает фильм, это побочные продукты неизбежной борьбы добра со злом: чтобы победить злых ведьм и помочь доброй волшебнице, Оскар изобретает кинопроектор.

Все, теперь жители волшебной страны свободны: у них есть кино. И становится очевидным: на самом деле это не мирные мастера воевали с летающими обезьянами (о канзасская земля, ты уже за холмом!), нет, это механика побеждала магию. Это не зло воевало с добром, а обиженные Оскаром женщины дрались с той, которую он еще не успел обидеть. Кинематограф убил сказку. Ну и ладно.

Но все же – пусть «Оз» не так забавен, как «Зловещие мертвецы», не так мрачен, как «Человек-паук», не так ядовит, как «Затащи меня в ад», – все-таки это фильм о любви к кино. Да, это немножко стыдное чувство, но режиссеру можно его простить.

А главное – Сэм Рэйми наконец исполнил завет волшебника страны Оз и теперь на 3D-сеансах все зрители смотрят на Изумрудный город сквозь волшебные очки.

В прокате с 7 марта