Статья опубликована в № 3315 от 28.03.2013 под заголовком: На Кармен и бык бежит

Испанская киноверсия «Белоснежки»: На Кармен и бык бежит

В российский прокат выходит самый титулованный испанский фильм года – «Белоснежка» (Blancanieves) Пабло Бергера: черно-белая, немая, похожая на набор стилизованных под ретро открыток
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Быки детям не игрушка
ДРУГОЕ КИНО

Пока Пабло Бергер кропотливо трудился над черно-белой киновиньеткой по мотивам сказки братьев Гримм, киномир успел актуализировать и запустить в тираж и сюжет, и прием. В 2012 г. Голливуд выдал подряд две версии «Белоснежки» (изобретательно-театральную Тарсема Сингха и мрачно-туповатую «готическую» Руперта Сандерса). Тем временем черно-белый немой «Артист» француза Мишеля Хазанавичуса триумфально проехал по фестивалям и получил «Оскара» за лучший фильм. А киноманы вознесли до небес «Табу» португальца Мигеля Гомеша, тоже затеявшего игры с эстетикой дозвукового кино.

В итоге успех «Белоснежки» вместо глобального оказался локальным: картина Пабло Бергера собрала внушительный урожай наград «Гойя», была выдвинута Испанией на «Оскара», но в короткий список неанглоязычных номинантов не вошла.

Оригинальными в фильме остались сугубо национальные ценности: коррида, фламенко и имя Кармен.

Король превратился в знаменитого тореадора, изувеченного быком и прикованного до конца дней к инвалидной коляске. Белоснежка унаследовала имя умершей при родах матери и отцовскую профессию. Злой мачехой стала медсестра, женившая на себе беспомощного богатого вдовца. Гномами сделались карлики, тоже тореадоры, выходящие на потешные бои с молодыми бычками. Отравленное яблоко осталось отравленным яблоком.

Все это должно выглядеть дико и безумно, а выглядит на удивление нормально, спокойно, почти рутинно. Актеры сдержанно играют в старую мелодраму. Гримеры и костюмеры ловко играют с контрастами черного и белого. Режиссер чуть-чуть играет в авангард 1920-х (сверхкрупный план бычьего глаза, иногда затейливый ракурс, в паре сцен – калейдоскопический монтаж).

Любой кадр, конечно же, готовая открытка. А вместе они составляют богатый набор: открытки с тореодорами, открытки с быками, открытки с карликами, интерьерные снимки, виды античного амфитеатра, семейные портреты, портрет танцовщицы фламенко, женский портрет со слезой, натюрморт с петухом.

То, что открытки движутся и складываются в знакомый сюжет, никак не меняет их декоративной природы. Открытки успевают рассыпаться в памяти, пока по экрану ползут финальные титры.

(Но я бы купил одну, совсем не относящуюся к сюжету: на ней мальчик в кепке, снятый в резком родченковском ракурсе, показывает на зависший в пустом небе дирижабль.).

В прокате с 28 марта

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more