Пасхальный фестиваль в Люцерне: Весна и мир

В Люцерне завершился Пасхальный фестиваль. Марис Янсонс представил с оркестром и хором Баварского радио грандиозный Военный реквием Бенджамина Бриттена
Марис Янсонс – желанный гость в Люцерне/ LUCERNE FESTIVAL

Но заявляет о себе и молодежь: два концерта перед Вербным воскресеньем провел с оркестром Лос-Анджелеса его нынешний шеф Густаво Дудамель. И хотя основное внимание публики оттянул первый концерт, где исполняли ораторию Джона Адамса, сценически слегка отрефлексированную Питером Селларсом, нельзя было не удивиться интерпретации Дудамелем поэмы «Море» Дебюсси. Огненному венесуэльцу, частенько подменяющему глубину исполнения преувеличенным драйвом, с трудом даются тонкие, оттеночные, требующие интеллектуальной работы партитуры. Но в «Море» он превзошел самого себя; оркестр звучал поразительно красиво, мягкий, дымчатый звук его довольно точно отражал намерения Дебюсси. Придирчивому слушателю, конечно, немного не хватило бликов, игры светотени, переливчатости фактуры. Но для Дудамеля это был несомненный прорыв в сторону осмысленной, вполне зрелой игры.

По традиции весной в Люцерне выступают патриархи-тяжеловесы большого дирижерского стиля: Клаудио Аббадо дирижирует Оркестром Моцарта из Болоньи, аккомпанируя Марте Аргерих, Джон Элиот Гардинер исполняет Баха с Монтеверди-хором и Английскими барочными солистами.

К финалу фестиваля в Люцерн приехал оркестр Баварского радио – яркий коллектив, полный жизни и неистребимого интереса к музыке. Вот уже десятый год оркестр вдохновляет на музыкальные подвиги его несменяемый шеф Марис Янсонс, отмечающий в этом году 70-летие серией продолжительных турне.

Исполнение Военного реквиема Бриттена и впрямь можно приравнять к подвигу. Циклопическое ораториальное сочинение поражает масштабом сложносоставной конструкции, основанной на канонических латинских текстах траурной мессы и стихах британского поэта Уилфрида Оуэна, исполненных пронзительной лирической силы. Пацифистский пафос текстов Оуэна, невероятный размах хоров, трогательные тихие соло – вот из чего состоит Военный реквием Бриттена. Внимание беспрестанно переключается с общего плана на ближний. С яростного хорового бурления – на камерный, интимный формат, исповедальные сольные номера.

Солистов выбрали лучших. Кристиан Герхахер – один из самых умных, чутких и талантливых баритонов нашего времени: он особенно хорош в ораториальных партиях. Английский тенор Марк Падмор вообще личность легендарная. Он более известен в барочном репертуаре, но и на территории бриттеновского Реквиема его мягкий тембр оказался более чем уместен. Американское сопрано Эмили Маги достойно выдержала сравнение с первой исполнительницей сопрановой партии в Реквиеме – Галиной Вишневской: настоящая, беспримесная примадонна, с неукротимой харизмой, гордой статью и богатым, исполненным силы и неги голосом.

Янсонс, стоявший за пультом перед добрыми двумя сотнями оркестра и хора, дирижировал строго, собранно, соразмеряя силы. Равновесие рацио и эмоцио, сугубая сосредоточенность высказывания свидетельствовали о беспримерной концентрации дирижера, о его великом почтении к автору. Все важные смысловые акценты были обозначены, экстремальные перепады фактуры, настроения, динамики рельефно подчеркнуты.

На следующий день баварский оркестр сыграл две симфонии: Шестую Шостаковича и Пятую Бетховена. Пятая прозвучала необычайно свежо и неконвенционально; после записи всех симфоний Бетховена Янсонс пересмотрел свои прежние интерпретации, найдя в знакомых партитурах новые повороты и оттенки. Впрочем, интерпретацию симфоний москвичи смогут оценить очень скоро: оркестр Баварского радио сыграет их в два разных дня на фестивале Ростроповича, 29 и 30 марта.

Люцерн