Безопасность детей на дороге: новые инициативы

Автопроизводители открывают курсы, активисты раздают фликеры и требуют повысить штрафы
Alamy/ ИТАР-ТАСС

«Кирпич» дети назвали пустотой, знак железнодорожного переезда - забором, а мальчик Саша сказал, что это зубы

На четвертом этаже Центра дизайна Artplay царит веселье. За партами сидят вместе дети и родители, тянут руки вверх, пытаясь первыми дать правильный ответ, перекрикивают друг друга. Здесь с середины ноября заработал Junior Campus, образовательный центр по дорожной безопасности для детей от 5 до 10 лет, который открыла «BMW Group Россия». Сначала дети в форме игры, скорее похожей на телешоу «Кто хочет быть миллионером», чем на урок, изучают основы ПДД на проекционном экране. Затем с помощью бумаги, клея, фломастеров и, конечно, своих мам изготавливают дорожные знаки, которые только что изучили. А далее все как на практическом экзамене в автошколе или ГАИ, только машинки педальные, разметка наклеена на картонную трассу, а светофоры на батарейках. И наконец, получают настоящий именной сертификат об окончании курсов. Корреспондент «Пятницы» подивился тому, как дети воспринимают привычные дорожные знаки. Нелюбимый водителями «кирпич» они назвали пустотой, знак, возвещающий о железнодорожном переезде, - забором, а мальчик Саша сказал, что это зубы. Все курсанты безошибочно определили пешеходный переход, а значит, они уже знают, где безопаснее всего переходить улицу.

Любовь к пешеходам

Водители с трудом привыкают к тому, что пешеходам надо уступать дорогу. Так что детей, как и остальных пешеходов, нужно приучать к тому, что ни зеленый сигнал светофора, ни «зебры» не гарантируют безопасности человека, пересекающего проезжую часть.

Владимир Соколов, председатель движения за права пешеходов «Союз пешеходов», отмечает, что определенный сдвиг в сторону повышения культуры водителей есть. «Часто пешеходы начинают воспринимать переход как исключительно свою территорию, и это вызывает раздражение у некоторых водителей. Надо повышать культуру и тех и других», - говорит он.

Цифры заставляют серьезно заниматься проблемами детской безопасности на дорогах. По данным ГИБДД, за десять месяцев этого года в России произошло 17 958 ДТП, в которых погибло 740 детей и ранено 19 035. С участием детей-пешеходов произошло 7296 ДТП, в которых погибло 223 ребенка и было ранено 7289 детей. За этот же период произошло 7773 ДТП с участием детей-пассажиров, в которых погибло 415 и было ранено 8622 ребенка. Вольфганг Шлимме, глава «BMW Group Россия», полагает, что 800 человек, которые записали своих детей на курсы в учебном центре нынешней осенью, и сами станут строже относиться к собственному поведению за рулем: «Я надеюсь, что после наших уроков дети будут делать замечания родителям: «Папа, красный же!», «Мама, ты слишком быстро едешь».

Подобные акции устраивают в России и другие автопроизводители. Например, Kia Motors Rus и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, более полутора лет назад начали благотворительный проект «К движению без ограничений!». В 2012-2013 годах в ряде российских городов были оборудованы площадки-автогородки, с помощью которых дети с ограниченными возможностями, передвигаясь на велосипедах и веломобилях, осваивают правила безопасного поведения на дороге. Также в 2013 году открылось несколько специализированных автоклассов. Детские площадки, построенные при участии Kia, есть в Пятигорске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Оренбурге, Муроме, Смоленске, Уфе, Владивостоке, Челябинске, Калининграде, Астрахани и Ставрополе.

А Наталья Агре, президент общественной организации «Движение без опасности», рассказала «Пятнице» о том, как в рамках кампании «Школа дорожной безопасности» компания Hyundai арендовала автобус-тренажер. «Он оборудован детскими сиденьями, - объясняет Агре, - к которым присоединен симулятор, он имитирует ДТП и наглядно демонстрирует детям, что случится, если они не пристегнутся ремнями безопасности. Автобус уже несколько лет выезжает по согласованному с Госавтоинспекцией МВД России маршруту, в том числе и по местам детского отдыха, чтобы обучить подростков правилам безопасного поведения на дороге».

Штраф - автокресло

Полковник Максим Белугин, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ ГУОБДД МВД России, уверен, что работать с детьми следует практически с рождения. «Ребенка нужно одновременно учить ходить и распознавать сигналы. В первую очередь это означает работу с родителями, даже если они только ждут ребенка, - говорит Белугин. - Мы ходим в медицинские учреждения, работаем с педагогами, заглядываем на родительские собрания и советуем, как лучше обучить детей элементарным правилам безопасности. И это работа тяжелая, не для галочки. Посчитайте сами: в России около 50 тысяч школ и каждую посетили наши сотрудники, и это не считая высших учебных заведений и детсадов. Инспекторы ГИБДД, кстати, с удовольствием приходят в детские сады: нигде больше их не встречают с таким восторгом».

Одна из проблем, которую приходится решать и ГИБДД, и активистам общественных организаций, - как убедить автомобилистов пристегиваться самим и пристегивать детей. Как утверждает Наталья Агре, ремнями безопасности в России пользуются лишь 60% водителей и пассажиров, а детскими автокреслами - всего 46%, и это при том, что детскими удерживающими устройствами оснащены чуть ли не все автомобили. Максим Белугин рассказал корреспонденту «Пятницы» типичную историю: «Иногда доходит до смешного - останавливает инспектор автомобиль за перевозку ребенка без детского кресла: «А у меня кресло есть! - не без гордости отвечает водитель и... открывает багажник, приглашая инспектора убедиться в своей правдивости. - Просто мне тут везти сына до дома метров восемьсот, вот я и не стал его крепить».

Наталья Агре считает, что штраф за отсутствие детского кресла следует уравнять со стоимостью самого кресла. «Не могу не отметить интересную тенденцию: люди все чаще говорят о том, что они не против повышения штрафов. Значит, они стали более ответственно относиться к ситуации на дорогах, им уже не все равно, будет наказан нарушитель или нет. Мы два года всячески добивались повышения штрафа за неиспользование детского удерживающего устройства (с 1 сентября 2013 года он вырос в шесть раз, до 3000 рублей. - «Пятница»), потому что здесь штраф - это стратегическое решение. Оно повлечет за собой не только уменьшение жертв среди детей-пассажиров, но и воспитание добропорядочных участников дорожного движения, которые с детства приучены соблюдать правила».

Мерцающие в темноте

Михаил Александров и Марина Задорожко входят в школу № 587 за несколько минут до звонка с урока. У них в руках картонные коробки с фликерами или, официально, «световозвращателями», предназначенными для того, чтобы дети носили их на одежде. «Я сам живу в Подмосковье, езжу на машине и по ночам, когда подъезжаю к дому, всегда уменьшаю скорость: дорога темная, без обочин, по ней часто ходят люди, но замечаешь их в последний момент, когда остается только свернуть в кювет, - говорит Александров. - А фликер в ближнем свете фар заметен за 150 метров, а с дальним - за 300».

Группа родителей, объединившись в движение «Стань заметнее!», начала раздавать украшения для верхней одежды из специального материала всего два месяца назад, но за это время удалось обеспечить ими учеников десяти школ. «Сначала мы раздавали их в школах, где учатся наши дети, потом школы сами стали обращаться к нам. Мы бы могли сами закупать фликеры, но наша идея состоит в том, чтобы искать спонсоров и за счет этого распространять сведения о нашей деятельности», - говорит Александров.

Детей приводят в актовый зал группами по сто человек. Марина и Михаил делают короткую презентацию («Световозвращатель - это модно и красиво!»), которая, к восторгу юных зрителей, заканчивается сообщением о том, что теперь они получат каждый по фликеру. «Носить светоотражатели должны не только дети, но и взрослые, - уверен Александров. - В некоторых странах, например в Белоруссии, ношение световозвращателей обязательно. В ближайшее время мы будем делать презентацию перед депутатами Мосгордумы, а затем и Госдумы, чтобы рассказать о пользе ношения фликеров».

Владимир Соколов из «Союза пешеходов» рассказал «Пятнице», что на днях в московском лицее № 1547 решили, что там светоотражатели будут носить и преподаватели, и дети. «Но конечно, нужно, чтобы фликеры носили и родители - только тогда дети не будут относиться к этому как к игрушке, - добавляет он. - Мы давно предлагаем сделать ношение фликеров обязательным, как в Скандинавских странах и Белоруссии (и в течение года не штрафовать за их отсутствие), но эта инициатива натолкнулась на ряд проблем, одна из которых - отсутствие производства светоотражающих материалов в России. Поэтому пока мы должны прежде всего распространять информацию об этом простом средстве защиты».