Стиль жизни
Бесплатный
Геннадий Анисимов|Сергей Авдеенко

На чем мы будем ездить уже через несколько лет

Роботы, информационный симбиоз и 95 граммов СО2 на автосалоне в Женеве
Getty Images / Fotobank; Reuters

В автомобиле можно поработать, поиграть, посмотреть кино, сварить и выпить чашку кофе или просто полюбоваться звездами через стеклянную крышу

В экспоцентре Palexpo, расположенном в паре минут ходьбы от международного аэропорта Женевы, открылся международный автосалон. Ближайшие десять дней на более чем 80 тысячах квадратных метров посетители и специалисты будут знакомиться с 900 серийными и перспективными автомобилями от семи сотен производителей. Именно здесь автоконцерны меряются новинками и концептами, как ни на одном салоне, именно в Швейцарии определяются ближайшие тенденции развития не только европейского, но и мирового автопрома.

Эпоха возрождения

Автомобильная промышленность в общем и целом практически вышла из кризиса (за исключением разве что рынков в Индии и России) - с начала года цифры продаж в мире выросли на 5,2%. Еще один повод для оптимизма: большое количество «городских» и компактных машин на стендах - свидетельство того, что, несмотря на не очень впечатляющую статистику продаж этого сегмента, производители рассчитывают на увеличение спроса, особенно в Европе. Подобный вывод справедлив и для так называемых «чистых авто». Еще несколько лет назад на женевском шоу машины на альтернативном горючем с меньшим потреблением топлива и выбросами СО2 размещались в специальном «зеленом павильоне» и посетители забредали туда скорее из любопытства: мало кто всерьез планировал обзавестись таким авто. На нынешнем салоне практически все производители предлагают «чистые автомобили», и их так много (65 моделей), что в дальний угол уже не засунешь.

Подход в граммах

Сегодня один из главных технических параметров любого автомобиля, серийного или перспективного, не разгон с места и максимальная скорость, а расход топлива и прямо связанный с ним выброс углекислого газа. Сейчас и в ближайшую пятилетку все будет крутиться вокруг сакрального числа 95. Именно столько граммов CO2 на километр пробега должен производить среднестатистический автомобиль в Евросоюзе к 2020 году - так решили законодатели за две недели до открытия автосалона. 95% автомобилей у каждого автопроизводителя к этому сроку должны соответствовать заданному показателю. Год спустя - уже все 100.

Особой ценностью для каждого производителя станут модели с электрической или гибридной силовой установкой, за которые они смогут несколько лет получать «суперкредиты» - возможность продавать чуть больше прожорливых автомобилей с большими моторами в награду за машины с выбросом углекислоты ниже 50 г/км. Впрочем, любой европеец, безусловно, будет доволен, если его новая машина научится через пять лет съедать на четверть меньше топлива. Организаторы выставки уже подсчитали, что 65 (или 7% из представленных в Женеве) автомобилей подпадают под нормы 2021 года.

Сегодня у любой крупной марки имеется хотя бы одна модель с гибридной силовой установкой или электромобиль с разными способами питания электромотора. Самые актуальные на сегодняшний день - подключаемые гибриды или PHEV (plug-in hybrid electric vehicle) - с двигателем внутреннего сгорания уменьшенного объема, дополненного электромотором и батареей с емкостью, достаточной для пробега в электрическом режиме примерно 50 км. Такими агрегатами оснащены дебютирующий на выставке Volkswagen Golf GTE, машины Volvo Car, Mitsubishi и пионера этой технологии Toyota вместе с премиум-брендом Lexus. (Технология сложна, но дает очень хорошие показатели экономичности в европейском испытательном цикле, позволяя уже сейчас уложиться в предписанные ЕС рамки эмиссии углекислого газа 95 г/км.) Экзотическое на сегодня решение с пневматическими аккумуляторами демонстрирует французский PSA Peugeot Citroën на примере кроссовера Peugeot 2008 Hybrid Air.

Более радикально подходят к чистым технологиям изготовители электрокаров. На выставке дебютирует (после мировой премьеры в Чикаго) Kia Soul EV, полностью электрическая версия кроссовера с литий-ионными батареями и запасом хода около 200 км. Еще более смелый подход - машины на водородных топливных ячейках, вырабатывающих электроэнергию для привода колес с помощью химической реакции. Пока это в основном концепты - Toyota FCV Concept, Honda FCEV Concept и Hyundai Intrado. В плюсах технического решения сопоставимые с обычными автомобилями запас хода и скорость заправки при нулевом показателе выброса CO2, в минусах - отсутствие инфраструктуры водородных заправок и относительная дороговизна топлива. Серийные версии этих концептов компании обещают выпустить в продажу в будущем году.

Робот в потоке

Примерно в то же время, когда машины научатся потреблять на четверть меньше топлива - к 2020 году, на дорогах должны появиться первые серийные автомобили-роботы. Элементы системы автономного вождения пока внедряются как отдельные сервисные опции в серийные автомобили, но уже массово и не только в самые дорогие модели. И в этом смысле можно говорить об автомобильной «конвергенции», проявившейся и в Женеве.

Системы слежения за разметкой, дорожными знаками и помехами на дороге, аварийное торможение, адаптивный круиз-контроль и парковочные помощники - из этого впоследствии появятся полноценные автомобили-автоматы. И тут дело не только в том, чтобы отшлифовать технологии, но и в том, чтобы создать юридическую базу для пользования ими. Пока это действующие образцы, не выезжающие в Европе за пределы полигонов: Renault Next Two, роботизированные Nissan Leaf или Lexus LS или серийный Mercedes-Benz S-Class с набором опций, позволяющих, не нарушая законов, на короткое время отвлечься от дороги.

Но швейцарцы из Rinspeed уже стараются переосмыслить салон автомобиля, приспособив его для условий новой эпохи. Покуда концепт XchangE, автономный автомобиль, сделанный на базе Tesla Model S, сам едет в указанное хозяином место, в нем можно поработать, поиграть, посмотреть кино, порешать кроссворды, сварить и выпить чашку кофе или просто полюбоваться звездами через стеклянную крышу. Рулевая колонка сдвигается в центр передней панели, кресла разворачиваются спинкой по ходу движения, а вместо спинки заднего дивана открывается видеоэкран. Таким образом водитель обретет практически все прелести путешествия бизнес-классом в собственном автомобиле.

Информационный симбиоз

Попутный тренд, заметный на нынешнем Geneva International Motor Show 2014, - интеграция автомобилей в коммуникационные сети, то есть подключение к интернету, который в том числе нужен системам автономного вождения для актуализации информации. Смартфон хозяина теперь не только модем для подсоединения к сайту с информацией о дорожных заторах или ценах на заправках. Даже в малыш Peugeot 108 теперь ставится 7-дюймовый тачскрин, который становится зеркалом подключенного смартфона - Mirror Screen. Симбиоз смартфона и бортового компьютера позволяет иметь общий банк приложений, не отрывая рук от руля управлять программами и сервисами смартфона с помощью голосовых команд. Ferrari вместе с Apple объявили о создании системы управления всей электронной начинкой автомобиля на базе iOS, при этом iPhone будет подключен ко всей базе данных компьютерной компании. Партнерами Apple будут также Volvo и Mercedes-Benz.

Россыпь кнопок и переключателей на передней панели заменяют огромные сенсорные экраны на самом видном месте, как у концептуального Volvo Estate и серийного Tesla Model S. На них сводятся функции управления всеми вспомогательными системами и настройками автомобиля. Необходимые в любую секунду физические кнопки массово перемещаются на руль, освобождая пространство в салоне, что хорошо видно в Peugeot 308, в первом переднеприводном BMW Active Tourer и особенно в неординарном Citroën C4 Cactus, основная идея которого - простота.

Потрогать мечту

Не обошлось в Женеве и без дизайнерских концепт-каров, на длительную и затратную разработку которых могут решиться только преуспевающие (и оптимистически настроенные) производители, хотя их и меньше, чем в прошлом году. Среди «автомобилей мечты», вокруг которых в Palexpo уже в первые дни собиралось больше всего зевак (благополучные, хоть и прижимистые швейцарцы, судя по потоку на автострадах и в городах, не очень уважают экономкласс), нужно отметить Ferrari California Т с турбированным мотором от Maserati мощностью 560 л.с. или дебютирующую в Женеве Lamborghini Huracan, наследницу Gallardo. Здесь обсуждают и новый McLaren 650S, и Aston Martin DBS Coupé Zagato Centennial. Полетом фантазии и новым стилем собираются удивить мир Maserati с концептуальным купе Alfieri, Subaru Viziv 2, Hyundai Intrado, Skoda VisionC, Volvo Concept Estate, электрическая NanoFlowcell Quant e-Sportlimousine и отчасти Mazda Hazumi (прототип Mazda2). Но если появление этих моделей - дело будущего, то третье поколение Audi TT уже скоро начнут продавать в Европе, поэтому машина вызывала живой интерес публики. Что до спорткаров, здесь нужно отметить возвращение бренда Ermini с концептом «686».

Кроме того, в этом году в Женеве можно было не только полюбоваться собственно автомобилями, но и приобрести «сопутствующие» товары. Так в Lamborghini представили коллекцию модной одежды и презентовали новый мужской одеколон L. В бутике Bentley модницы стояли в очереди «ну за очень недешевыми» сумками, а в магазине Audi мальчишки завороженно рассматривали самую «чистую» на сегодня машинку в мире - педальную.

Если автомобильный прогресс будет продолжаться такими темпами, никто не удивится, если вскоре мы будем ездить на машинках, которые не только обойдутся без выбросов, но и сами попутно начнут производить что-нибудь полезное, например вырабатывать кислород.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать