Статья опубликована в № 3731 от 05.12.2014 под заголовком: Пер Гюнт запел и помрачнел

В Осло прошла мировая премьера оперы «Пер Гюнт»

В Осло прошла мировая премьера оперы современного композитора Юрия Рейнвере по драме Генрика Ибсена
Марокканская сцена из Ибсена в Норвегии идет на ура
Erik Berg

«Пер Гюнт» Генрика Ибсена - культурная святыня Норвегии, как «Фауст» для Германии или «Евгений Онегин» для России. Написать по ее мотивам оперу словно сочинить национальный гимн. К пьесе Ибсена обращались Эдвард Григ и Альфред Шнитке. Сегодня же выбор Национальной оперы Осло пал на 43-летнего эстонского композитора и литератора Юрия Рейнвере, ему и заказали оперу.

Живущий в Берлине Рейнвере сам написал либретто на немецком (для премьеры его перевели на норвежский). Действие перенесено в наши дни. Пер Гюнт (норвежский тенор Ниль Харальд Сёдал) теперь менее весел, более мрачен. Герой блуждает по свету в поисках самого себя, добивается успеха, но не становится счастлив. Вернувшись домой, он понимает: путешествия радуют, но не приближают к истине.

Оркестровая часть второго акта была готова лишь за три недели до премьеры, дирижеру Джону Фиоре пришлось немало потрудиться, чтобы отношения между оркестром и певцами выглядели хотя бы дружественными. Партитура полна скрытых цитат из Грига и других современников Ибсена, очевидно и восхищение композитора Рихардом Штраусом.

Художница Катрин Нотродт занималась и сценографией, и костюмами, создав в итоге яркую и запоминающуюся картинку. Порой эта яркость буквальна: в марокканской сцене действие происходит на пляже, пестрота купальных костюмов находит горячее одобрение у зимней публики. В поэтичных лесных сценах Нотродт использует декорации-раскладушки, буквально растущие из пола, а в финале небо начинает опускаться на землю - пространство для режиссерской фантазии выглядит идеальным.

«Пер Гюнт» - вторая оперная постановка норвежки Сигрид Стрем Рейбо, прежде она ставила в Тромсё The Black Rider Роберта Уилсона и Тома Уэйтса на либретто Уильяма Бэрроуза. Выпускница ГИТИСа (она ученица Сергея Женовача), Рейбо получила в 2009 г. спецприз жюри «Золотой маски» за спектакль «Как кот гулял, где ему вздумается». Лауреатом московской «Маски» был и другой соавтор спектакля: хореографу Олегу Глушкову вручили ее за постановку «Гвидона» Александра Маноцкова. В Осло он пригласил легенду норвежского балета, 84-летнюю Грету Брунфоль. Ее па-де-де с Виктором Труттом (тому за 60) - блестящая метафора ускользающего времени и несбывающихся надежд. Их исчезновению может противиться лишь искусство.

До 17 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать