Статья опубликована в № 3850 от 11.06.2015 под заголовком: Архитектура бодрой памяти

Музей «Гараж» переехал в новое здание

Его архитектор Рем Колхас сделал уникальную для Москвы работу по сохранению памяти места
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На открытии нового здания «Гаража» в Парке Горького главным героем стал Рем Колхас, архитектор из первых, самых известных в мире. Здесь он еще раз доказал, что лучше всех умеет работать со смыслами. С пространством и формами не хуже справляются и некоторые другие, с идеологией здания и места – никто. Тут он и самый смелый, и самый оригинальный. Для Москвы же его философия, утверждение, что «сохранить элементы повседневной жизни так же важно, как сохранить Кремль», кажутся нонсенсом.

Для «Гаража» Колхас и его бюро OMA сделали реконструкцию построенного в 1968 г. и опустевшего через 20 лет ресторана «Времена года». Архитектурным памятником в строгом смысле эта банальная длинная коробка не являлась. Любой инвестор уничтожил бы ее, не задумываясь, и построил на новом месте нечто отвечающее представлениям о «новом и современном».

Вспомним, как в последние годы перед отставкой предыдущего мэра Москвы хотели снести здание новой Третьяковки на Крымском Валу, которое в сравнении с «Временами года» – махина и шедевр. Но, как заметил Колхас во время экскурсии для журналистов, архитектор свободен настолько, насколько ему позволяет заказчик, и позже, отвечая на вопросы, он рассказал, как внимательно его заказчик – основатель музея Дарья Жукова обсуждала проект и следила за ходом работ. Так что ответственность за нестандартность архитектурных решений лежит и на ней.

Внешне здание представляет собой приподнятый над землей параллелепипед, обшитый современным полупрозрачным материалом, с легким эффектом отражения. Две панели по сторонам фасада могут подниматься, обнажая внутреннее пространство и образуя силуэт, который должен обеспечивать узнавание «Гаража»: на большом вытянутом прямоугольнике трубой стоит маленький вертикальный. Внешне здание ясное, понятное и элегантное – такой очень облагороженный советский модернизм. Спорные решения – внутри.

Минимального изменения существовавшей планировки (кредо Колхаса), можно предположить, не получилось – внутри здание хорошо приспособлено для жизни музея. Здесь есть атриум для публичных действий и больших произведений, пять небольших выставочных залов, лекторий, детская комната, помещение для демонстрации фильмов, книжный магазин и кафе. Все отделочные материалы здесь грубые, полы цементные и деревянные, лестницы металлические, коммуникации не зашиты – некрашеные металлические вентиляционные трубы, не стесняясь, голыми висят над головами. Красиво и тоже понятно, потому что уже видено.

Выставки

Выставочная программа к открытию «Гаража» отражает все направления деятельности музея, где знакомство с современным западным искусством занимает не главное место. Поэтому зрелище здесь – только выставка знаменитой японки Яёй Кусамы. Остальные проекты познавательные, исследовательские, обучающие, больше полезные, чем радующие и восхищающие.

Главные же фишки внутри нового «Гаража» странные: сохранено вместе с утраченной плиткой большое мозаичное панно, изображающее условную Ассоль с развевающимися волосами (общее место мозаик того времени), частично сохранена старая кладка с выщербленным кирпичом и обшивка стен керамическими плитками. То есть обновленное здание не только стало памятником ординарной архитектуры 60-х, но и зафиксировало разрушения 90-х. Как если бы вы дома делали ремонт и оставили пару пятен в память о позапрошлогодней протечке с верхнего этажа.

Разумеется, общего вида щербатая мозаика не портит, ее оранжевый жизнерадостный окрас поддержан зоной гардероба, находящегося под лестницей и просвечивающего сквозь ступени центральной лестницы. И разноцветные кресла лекционного зала радуют глаз яркостью и пестротой. Архитектор здания хоть и старый интеллектуал с левым уклоном, но строит не для бедных и знает, как умело сохранить следы предсмертной болезни заброшенного дома, не портя настроение его хозяев.

Команда и целевая аудитория «Гаража», как подчеркнул на пресс-конференции директор музея Антон Белов, молодежь, выросшая «свободной в свободной стране». И добавим: понимающая, что рваные джинсы люксовой марки – это не то что протертые от долгой носки. Поэтому и приемы Колхаса гаражная аудитория должна считывать, не смущаясь музеефицированных потертостей и дырок в панно. Они не мешают общему духу бодрости превалировать в самом новом московском музее («Гараж» до прошлого мая был центром современной культуры) над печальной историей здания, не такого уж и старого, но крепко побитого временем. Поэтому, несмотря на все возрастные печали 70-летнего, понимающего толк в утратах архитектора, новый «Гараж» и выглядит новым и очень модным.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more