Статья опубликована в № 4081 от 25.05.2016 под заголовком: Все из Ничего

На фестивале Theatertreffen в Берлине награжден хит сезона

Приз телеканала 3sat получил спектакль der die mann Херберта Фрича
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Это тот случай, когда на вопрос «Про что это?» следует отвечать: « Ни ‏про что!» Уже само название der die mann (артикль, артикль и то ли существительное «мужчина», то ли неопределенно-личное местоимение) – ни о чем. Как и тексты Конрада Байера, которые Херберт Фрич раскладывает как партитуру для пяти актеров и двух актрис, пол которых, впрочем, не важен особенно после того, как из цветного латекса, шикарно облипающего женские фигуры и свободно шелестящего на мужчинах, актеры и актрисы переодеваются в серые брючные костюмы и меняют вычурные коки на головах на стильные и одинаковые прически «жук». Как будто переходят из ярко раскрашенных, как в фильме «Бриолин», 50-х в черно-белый «Вечер трудного дня». В 1964-й, когда появились ливерпульские «жуки» Beatls и ушел из жизни австриец Конрад Байер – неодадаист, самым решительным и быстрым образом разобравшийся с красотами литературного языка: оставив после себя пару романов и множество похожих на вербальные арт-объекты сочинений, не дотянувший до 32-летия гений открыл газ, сунул голову в духовку и был таков.

der die mann – оммаж Байеру и пятый спектакль Херберта Фрича в «Фольксбюне». Пятый кассовый, массовый, распродающийся быстрее шариков и аттракционов в парке отдыха и, собственно, как аттракционы и устроенный – что совершенно не исключает его интеллектуальности. Фрич, про которого его же актеры говорят, что «Байер у него в крови», занят на сцене тем же, чем создатель антиязыка занимался на бумаге. В слэпстик эстетике, благодаря которой все тут выглядит как трюк и его «фиаско» одновременно. Летающие над сценой непременно глупо шлепнутся, а взобравшиеся на вершину триумфальной лестницы пересчитают ступеньки, едва успев принять эффектные позы. Описывающая по сцене полный круг лестница с красующимися на ней актерами, как коробка фокусника с секретом, под зрительское «ох» вдруг поворачивается к залу пустыми ступеньками. Что возвысило – то и поглотило. Круговорот вещей. Закон.

Был актер – стал режиссер

В 2007-м известный актер покинул «Фольксбюне». «Я думал, я король, – рассказывает он в одном из интервью, – и вдруг увидел, что как актер никого не интересую. Тогда я сказал себе: «Раз уж я на самом дне, начну-ка я с того, чего от меня не ждут, – с режиссуры». В программах  Theatertreffen Херберт Фрич участвовал рекордные девять раз – трижды как актер и шесть раз как режиссер спектаклей, входивших в десятку «лучших инсценировок» года.

«Ничто», как яркий синий или красный свет, заливающий пустую сцену (только лестница и муляж огромной граммофонной трубы), торжествует победу над псевдосмыслами, которые актеры извлекают из байеровской игры слов – когда слышится не то, что пишется (вроде слова Mann – «мужчина», которое звучит так же, как «бесполое» местоимение man), и выражается не то, что подразумевается. Скорость, на которой они болтают языком и всем телом, сама хореография, превращающая один и тот же набор слов в разные аудиокинетические скульптуры (заупокойную мессу, барочную оперу или шоу балалаечников), только и имеет значение. Не останавливаться. Не замолкать. Эта бешеная охота за вариативностью, за действием как таковым – род творческой булимии (вам как? как у Чаплина? как в детском хоре? как у «Битлз»?) и креативность в чистом виде.

Актеры у Фрича – это прорва. Это неисчерпаемость. Это альфа и омега, начало и конец. В доказательство они распевают на все лады ритмизованный греческий алфавит «по Байеру». От А до О и с вариациями. И это та самая телефонная книжка, которую хороший актер сыграет, в то время как плохого не спасет и Шекспир. Оммаж Байеру оборачивается у Фрича оммажем лицедейству и тем, кого он каждой своей постановкой в «Фольксбюне» заносит как исчезающий вид в Красную книгу. Теперь, после фестивального показа der die mann, с видом утомленного модельера спустившийся с лестницы за премией Фрич выглядел особенно страстно. Он покинет в 2017-м «Фольксбюне», а сегодня он прощался с эпохой режиссерского театра, восхвалял «гений места», этих (жест в сторону лестницы с великолепной семеркой) «невероятных» актеров и сопровождавших шоу вживую музыкантов («дердиманхороркестром» руководит Инго Гюнтер). И искренне волновался, как бы сменяющий Франка Касторфа новый интендант Крис Деркон, ориентированный на арт-проекты, не выплеснул вместе с водой ребенка. «Я сказал ему: «Вы понимаете, что это уникальный театр?», а он мне: «Да, но с плохой акустикой».

Что-то подсказывает, что все не так ужасно и «травму» расставания витальный Фрич уже начал перерабатывать по-своему – играючи.

Берли

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more