Нобелевская премия Бобу Дилану – логичное расширение границ литературы
После документальной прозы Светланы Алексиевич Шведская академия признала великую поп-музыку
Если прошлогодняя премия по литературе Светлане Алексиевич показалась кому-то скандальной, то в этом году шведские академики решили «усугубить». Присудив самую известную литературную награду мира 75-летнему американцу, который, конечно, выпускал романы и сборники стихов (равно как и выставлял в галереях вполне профессиональные картины), но известен, любим и пользуется колоссальным влиянием во всем мире уж точно не за это. А за то, что вот уже более полувека сочиняет и исполняет – один, в сопровождении рок-группы, а то и целого оркестра – короткие песни. Некоторые из них, такие как Blowin’ in the Wind, Knockin’ on Heaven’s Door, Like a Rolling Stone, The Times They Are a-Changin, давно оторвались от своего автора и зажили самостоятельной насыщенной жизнью.
Рекорд
Эта скандальность становится особенно заметной, если вспомнить предыдущего поэта, удостоенного Нобелевской премии (в 2011 г.), – Тумаса Транстрёмера. То был настоящий «поэт для немногих»; Дилан – его полная противоположность. Он не просто «поэт для всех»; он как бы и вовсе не поэт в том смысле, в котором это слово употреблялось в европейских языках последние полвека: интеллектуал, занимающийся неким чрезвычайно эзотерическим делом, которое способны оценить такие же, как он, избранники.
Но зато, можно cказать, он поэт в том смысле, в котором это слово употреблялось тысячелетиями. Именно на это обстоятельство напирала постоянный секретарь Шведской академии Сара Дэниус, объясняя (в своем твиттере) решение коллег: «Выбор может показаться неожиданным, но, если оглянуться на много лет назад, вы увидите Гомера и Сафо. Они писали поэтические тексты, которые должны были исполняться под музыку или в театре. Это справедливо и для Боба Дилана. Мы ведь до сих пор читаем Гомера и Сафо, и нам нравится. Мы можем и должны читать Дилана».
