Что важное было показано и сказано на культурном форуме в Петербурге

Форум попытался охватить все, хоть сколько-то похожее на культуру (в том числе права дельфинов), и не заметить ничего, что близко к политике
В посвященном революции альманахе «20:17» Никита Кукушкин сыграл героического тракториста, накормившего трактор собственным телом / Компания «Новые люди»

Перед началом форума в интернете появились черные списки тех, кого, по мнению организаторов, на форум приглашать «нецелесообразно». Оргкомитет существование таких документов отрицал и даже называл черным пиаром, но некоторым журналистам действительно аккредитацию не выдали. Кто-то из «нецелесообразных» в мероприятии участвовать вообще отказался – не из-за списков, а из убеждений. Например, режиссер Александр Сокуров. А худрук театра Derevo Антон Адасинский написал на своем сайте: «Я не вижу возможности выступать «под шапкой» Министерства культуры, организации, которая своим демонстративным невмешательством одобряет нахождение под арестом моих друзей и коллег по работе – К. Серебренникова, С. Апфельбаум и А. Малобродского».

Киновед Андрей Плахов, тоже вроде бы «человек из списка», провел на форуме одно из самых интересных мероприятий раздела «Кино» – коллоквиум международной федерации кинопрессы FIPRESSI, а на заключительном круглом столе говорил и о Серебренникове, и о суете вокруг «Матильды». Собственно, это доказывает, что работают обе тактики взаимоотношения с несправедливостью: и бойкот, и попытка использовать любую возможность сказать то, что необходимо сказать.

Коллоквиум FIPRESSI был посвящен российскому игровому кино последнего года: киножурналистам из The New York Times, The Daily Telegraph, Guardian показали 12 фильмов, от «Тесноты» и «Аритмии» до хита «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Иностранные критики неожиданно пришли в восторг от «Матильды», открыли для себя существование якутского кино и удивились тому, что «Притяжение» и «Салют-7» – фильмы почти голливудского уровня, снятые за совсем неголливудские деньги.

Мало женского

Иностранным участникам коллоквиума FIPRESSI показалось, что в актуальных российских фильмах очень мало женского взгляда и сильных женских образов, но российская сторона пыталась объяснить, что это год такой неурожайный, а вот года два назад с «женским кино» все было хорошо. Вероятно, это и называется «гендерный перекос».

Ближе всего к политике подошел альманах «20:17», спродюсированный Натальей Мокрицкой. Фильм состоит из трех новелл, склеенных дебютной анимацией Юрия Норштейна. Авторы попытались переосмыслить Великую Октябрьскую революцию, точнее, вслушаться в ее отголоски сегодня, 100 лет спустя. Каждая новелла длится 20 минут 17 секунд, и в каждой на 17-й год XX в. смотрят невинные свидетели: кинокамера, юродивый, чужак. Одна новелла полностью состоит из обрывков фильмов 1920-х гг., со студенческим тщанием смонтированных выпускником ГУКИТа Арсением Заниным. Во второй части – фильме Михаила Архипова по сценарию Натальи Уманской – эпизоды из Довженко сталкиваются с современной, но безусловно экспрессионистской съемкой. В результате получается поэма огня, героический миф о трактористе (Никита Кукушкин), накормившем трактор собственным телом. Третий фильм, снятый Денисом Шабаевым, – о наших днях, о словаке Мирославе Рогаче, который воевал в Донбассе, потом уехал, а потом вернулся обратно – восстанавливать памятники Ленину и красить их адской бронзовой краской. Этот эпизод явно выиграл бы, продолжайся он не 20, а все 40 минут, зато Рогач пополнил словарь зрителей прекрасными словами «благодарочки» и «героичество».

В KGallery открылась выставка, посвященная столетию со дня рождения великого аниматора Федора Хитрука. Выставка удивительная – с музыкальными расчетами к «Полету Икара», с хронометражем песенки Винни-Пуха «Кто ходит в гости по утрам», с эскизом финальной сцены «Фильм, фильм, фильм» (на картинке написано: «все рыдают»), с экранами в каждом зале и стареньким телевизором, в котором Хитрук рассуждает о мультфильмах и жизни. О Хитруке на форуме говорили и его ученики – Юрий Норштейн, Иван Максимов, Михаил Алдашин, Александр Петров. В этой выставке и во всем, что было вокруг нее, есть настоящее понимание культуры: и уважение к творчеству, и восхищение мастером, и глубокое осознание того, зачем ходить в гости по утрам. Организаторам большие благодарочки.-

Санкт-Петербург