«Одиннадцать молчаливых мужчин»: футбол, политика и немного любви

В кинопрокат вышла спортивная драма Алексея Пиманова о британском турне московского «Динамо» в 1945 году
Кадр из фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин» / Пресс-служба «Централ Партнершип»

Лента повествует о легендарном выезде московского «Динамо» в Великобританию, где команда, собранная отчасти из футболистов-фронтовиков, в серии четырех товарищеских матчей обыграла ведущие профессиональные клубы Англии, Шотландии и Уэльса с общим счетом 19:9. На глазах у 275 000 англичан (в общей сложности) советские спортсмены прорубали для национальной Федерации футбола путь в ФИФА, показав всему миру, что изнуренный войной народ готов строить полноценную мирную жизнь, где найдется место и большому спорту.

Ноябрь 1945 г. Чемпион СССР ФК «Динамо» мчит на маленьком самолете к Туманному Альбиону, чтобы схлестнуться с сильнейшими футболистами мира. В бой команду ведет Михаил Якушин (Павел Трубинер, известен по сериалам «Великая», «Гостиница «Россия»), тренер, имеющий опыт игры с англичанами. Команда усилена футболистом клуба ЦДК Всеволодом Бобровым (Макар Запорожский, известен по сериалам «Метод», «Триггер») – индивидуалистом, не желающим вписываться в коллектив соперников по домашнему чемпионату.

Тем временем англичане готовятся к встрече русских не только на футбольных полях, но и в редакциях газет. Эбби – журналист одного из изданий и по совместительству девушка ведущего игрока «Челси» Томми Лоутона. Ради серии увлекательных статей о визите советских футболистов в Британию она решает влюбить в себя лучшего игрока «Динамо». После первой игры выбор молодой хищницы падает на Всеволода Боброва...

Дабы сбалансировать великодержавный пафос, к режиссеру, известному по фильму «Крым» (в основе сюжета – события 2014 г.), авторами сценария были приглашены скандальные уральские братья-драматурги – Олег и Владимир Пресняковы (известны по пьесам «Изображая жертву», «Половое покрытие», «Кастинг»). Видимо отдавая дань программе «Человек и закон» (Пиманов известен как ее ведущий), сценаристы усилили футбольную тему детективной составляющей и заполировали мелодрамой.

Опереточные гангстеры, жаждущие поднять денег на ставках, идут по пятам советских спортсменов, пытаясь то подкупить, то отравить, то убить, не преуспевая, однако, ни в одной из дисциплин. Существенно тормозят развитие амурные сцены, сбивающие темп повествования. Безыскусное обольщение англичанкой русского происхождения советского форварда, чья ледяная страсть внезапно вспыхивает на ровном месте, – все это вызывает только недоумение. В итоге трескотня репортера-лазутчицы и неловкие телодвижения кукольных мафиози цементируют рассказ об уникальном успехе отечественного футбола на мировой арене.

Следуя формуле «Красивое кино о красивых людях», Пиманов глазами и руками оператора-кудесника Максима Шинкоренко создает глянцевую сказку, основанную на реальных событиях. Дивные пейзажи, снятые с высоты птичьего полета, и теплые деревянные интерьеры в мягком свете ламп радуют глаз. Легкая джазовая музыка создает непринужденную атмосферу, а футболисты в шикарных синих пальто выглядят точно модели от-кутюр. Все это чертовски мило, однако не имеет никакого отношения к реальной истории, взятой за основу фильма. А под эту историю, в частности, и было, вероятно, получено государственное и окологосударственное финансирование картины (Фонда кино и Минобороны, проект также был поддержан банком ВТБ).

Жаль, что, вместо того чтобы рассказать подлинную историю, богатую невероятными судьбами и сочной фактурой, авторы фильма пошли по пути вымысла, углубившись в придуманную лавстори с криминальным душком, разворачивающуюся на фоне спортивных баталий. Не раскрыты, к примеру, фронтовые судьбы футболистов, заслуживающие по меньшей мере упоминания, но по факту не удостоенные даже флешбэков. К примеру, ни слова не сказано в картине и о том, что во время войны легенда «Динамо» Константин Бесков был бойцом отдельной мотострелковой бригады особого назначения, участвовал в обороне Москвы.

Ну а что зритель? Удастся ли фильму с многомиллионным бюджетом (его точный размер создатели не раскрывали) привести в кинотеатры публику, отвыкшую за два года ковидных ограничений ходить в кино? Если сопоставить показатели спортивных драм минувших лет – «Движение вверх» и «Стрельцов», – то перспективные успехи «Одиннадцати молчаливых мужчин», скорее всего, будут ближе к футбольной драме «Стрельцов», нежели к баскетбольному триумфу «Движения».

«Движение вверх» уже на старте проката показало отличный результат – 24 млн руб. в день релиза (здесь и далее – данные ЕАИС государственного Фонда кино), а бокс-офис в 110 млн руб. в первый уикенд стал хорошим предвестником для феерического финансового успеха – за весь период проката картина собрала более 3 млрд руб. Кинолента «Стрельцов» в день релиза собрала 17 млн руб., а в первый уикенд подняла планку до 112 млн руб., что было вполне сопоставимо с показателями баскетбольного хита. В итоге «Стрельцов» ушел с беговой дорожки на отметке в 355 млн руб. «Одиннадцати молчаливым мужчинам» в первый день проката удалось заработать около 6 млн руб. Даже при наличии хорошего сарафана от зрителей, ценящих вкусное изображение и трогательную атмосферу в кадре, у фильма немного шансов взорвать отечественный прокат.

За два года зритель отвык ходить в кино, да и ограничения в 50% заполняемости залов пока не отменены. Отсутствие в фильме звезд первой величины может сказаться на посещаемости сеансов – ведь не секрет, что первый и самый кассовый уикенд «Стрельцову» обеспечили поклонники именно Александра Петрова. Футбольные болельщики, разочарованные выступлением национальной сборной на минувшем чемпионате Европы, вряд ли пойдут смотреть в кино на выдающиеся заслуги футболистов прошлого.