Менеджмент
Бесплатный
Андрей Панов
Статья опубликована в № 2456 от 02.10.2009 под заголовком: Большая перемена: Как давать взятки

Правильно давать взятки

Как основать компанию в Китае, если не имеешь представления о роли коммунистической партии в работе капиталистического предприятия? Или как, например, делать бизнес в России, если не знаешь, как работать с чиновниками, которые берут взятки? Работать сложно, а в иных случаях невозможно вовсе, уверен основатель бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян. И поэтому в его школе в отличие от большинства западных школ этим вопросам будет уделено повышенное внимание.

Варданян прав, в INSEAD щекотливым бизнес-вопросам отведено не слишком много времени. Хотя на довольно посредственном курсе международного и политического анализа мы обсуждали, как компании ведут себя в странах с повышенной коррупцией и как можно давать взятки, не давая их. Например, построить госпиталь и пригласить местного политика на его открытие, сделав вид, что это во многом его проект.

Надо ли изучать коррупцию и методы работы в коррумпированной среде более тщательно? Почему бы и нет. Но примерно так же, как изучают убийства в криминальной школе: надо знать, как преступник убивает, но главное – уметь его поймать. Переводя на язык коррупции – надо учить студентов, как работать в коррумпированной среде и никогда не давать взятки.

Много ли у нас крупных компаний, которые проповедуют эту идеологию – никаких взяток и откатов? Никаких круизов и борзых щенков для чиновников и никаких детей профильных министров на топ-менеджерских позициях? А может, кто-то уже запустил внутреннюю агиткампанию «Не давай взяток гаишникам – плати штрафы»? Если выпускники «Сколково» поспособствуют увеличению числа правильных компаний – здорово. Но сделать это будет сложно. Если в преподаватели возьмут сотрудника ГАИ, эффект будет противоположный, если топ-менеджера IKEA, то шансы есть.

Надо также признать, что роль государства в данном вопросе профессоров INSEAD и составителей кейсов из других бизнес-школ интересует мало. Картину исправляют сами студенты. Примерно у 8% моих однокурсников есть опыт работы на госслужбе. От ассистента шведского премьер-министра до секретаря британского посольства в Токио. Честно говоря, я не ожидал, что их будет здесь так много. Из общения с ними нельзя понять, как правильно давать взятки, поскольку многие из них не в состоянии даже представить себя коррумпированными чиновниками. Зато можно понять, как должно работать эффективное государство. Два самых ярких примера – это правительство Сингапура и армия Израиля, имеющие самое большое представительство в INSEAD из всех госструктур. Ничего удивительного: в Сингапуре контроль государства, в том числе экономический, гораздо сильнее, чем в России, а каждый израильтянин-лидер служил в армии.

В результате, поняв, как устроена работа чиновников в государстве с нулевым уровнем коррупции и как тренируются пилоты F-16 израильских ВВС, я теперь лучше понимаю, чего не хватает России.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать