Менеджмент
Бесплатный
Дэлла Брэдшоу|Майкл Джакобс

Спрос на программы Executive MBA (EMBA) падает

Спрос на программы Executive MBA (EMBA) падает почти везде. Исключение составляют программы с обучением на нескольких континентах. Мир становится большой деревней, говорят слушатели
Reuters

Житель Вашингтона, профессиональный лоббист Винс Фрилличи, может, и не кажется очевидным кандидатом на участие в программе EMBA, проходящей на трех континентах, но, спустя половину курса в школе Кенана-Флаглера при Университете Северной Каролины, он ни о чем не жалеет. «Программа уже начала приносить дивиденды», – говорит он.

Фрилличи, старший политический советник юридической фирмы Patton Boggs, принадлежит к растущему числу менеджеров, выбирающих межконтинентальные программы.

По данным рейтинга Financial Times за 2009 г., в этом году набор слушателей повысился только на эти программы EMBA.

В целом набор на программы EMBA в школах, опрошенных FT, упал на 9%, и, возможно, падение продолжится.

Межконтинентальные программы преобладают в рейтинге FT, а четыре верхние строчки занимают программы, обучение по которым ведется как минимум в двух странах. Обучение по программе школы бизнеса Чикагского университета (4-е место) ведется в трех странах – США, Великобритании и Сингапуре, а по программе OneMBA – в пяти: Бразилии, Китае, Мексике, Нидерландах и США. «Это клише, но мир действительно одна большая деревня», – говорит Фрилличи.

Питер Брюз, помощник декана программы OneMBA в Университете Северной Каролины, считает, что раньше глобализация означала, что компании из США привлекают к изготовлению своей продукции такие страны, как Китай. «Сегодня мы первые среди равных, а не последняя супердержава», – говорит он.

Создание межконтинентальных программ сопровождалось изменением устаревшего формата обучения по вечерам и выходным на модульную структуру, по которой слушатели занимаются недельными блоками. Популярности таких программ не мешает даже их дороговизна – свыше $100 000.

Рост набора в этом году особенно удивителен, так как он происходит во время сокращения компаниями расходов на обучение. В школе бизнеса Колумбийского университета в 2008 г. компании оплатили обучение 54% слушателей, а в этом – только 31%, говорит Этан Ханабери, помощник декана программ МВА.

Еще один регион, демонстрирующий рост спроса на EMBA, – это Ближний Восток, где проводят свои программы, например, London Business School и City University: Cass. Бизнес-школа Cass на программу в Дубае этой осенью планировала набрать 50 человек, но в итоге приняла 61.

Хотя программы EMBA относительно новы для этого региона, рынок быстро развивается, говорит Вероника Хоуп-Хейли, помощник декана программ MBA Cass. Она признает, что большое количество заявок стало сюрпризом. «Думаю, мы столкнулись с новой тенденцией, когда индивидуальная способность к трудоустройству стала очень важна», – говорит она.

Обратная сторона этой медали – школам бизнеса приходится предлагать слушателям программ EMBA консультации по трудоустройству и поиску финансирования, то, что раньше было востребовано на дневных программах.

Данные, собранные FT во время подготовки рэнкинга, позволили увидеть сокращение доходов, вызванное кризисом. В 2009 г. средняя зарплата выпускника MBA, закончившего обучение три года назад, составляет $148 800. Это на 2,5% меньше, чем годом ранее, и это первое снижение зарплат с 2004 г., когда обследовались выпускники 2001 г., на снижение зарплат которых повлиял кризис доткомов.

Если же анализировать данные с учетом бонусов (которые почти перестали платить), снижение будет еще драматичнее. В результате средний рост вознаграждения выпускников MBA в 2009 г. снизился с 65% до 55%.

Однако снижение распространяется не на все отрасли: в секторе транспорт/логистика, медиа/маркетинг и ИТ/телеком в годовом выражении средние зарплаты, наоборот, выросли. Правда, лишь один из пяти выпускников работает в этих отраслях.

Выпускники не полностью достигают целей, которые они ставили перед поступлением на программу EMBA. Содержанием программ они в основном довольны: 87% из них говорят, что получили новые знания, как и хотели. Аналогичная пропорция наблюдается, когда выпускников спрашивают о полученных связях. А вот удовлетворения карьерными изменениями меньше: четверо из пяти выпускников говорят, что они достигли цели увеличения зарплаты, 57% считают, что достигли карьерного роста, 45% поменяли работу или отрасль, в которой работают (42%).

Отзывы выпускников, оставленные в ходе обследования, также показали, что сделать карьеру стало сложнее из-за ухудшившихся экономических условий. Один выпускник из школы, входящей в десятку лучших, заявил: «Прошло три года после окончания MBA, и, если говорить про зарплату или позицию, я до сих пор не достиг того, чего ожидал после окончания».

Несмотря на общее снижение рынка, у выпускников программ EMBA все не так уж плохо: 53% выпускников говорят о повышении позиции через три года после окончания школы. Число тех, кто занимает позиции президентов, управляющих или исполнительных директоров, за три года почти утроилось с 5% до 14%. Число вице-президентов или членов совета директоров более чем удвоилось, достигнув 26%.

Как рассчитывался рэнкинг FT (вес показателей в таблице)

Текущая зарплата (20% веса) – среднее значение зарплат выпускников в текущем году Рост зарплаты (20%) – разница в размерах зарплаты до поступления на программу EMBA и спустя год-два после ее окончания Карьерный рост (5%) – насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через год-два после окончания EMBA-программы, насколько вырос размер компании, в которой он работает Опыт работы участников (5%) – рассчитывается исходя из состава слушателей программы, размера компаний, в которых они работают, занимаемых ими позиций, динамики продвижения по карьерной лестнице Достижение целей (5%) – показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу Женщины-преподаватели (3%) Женщины-студенты (3%) Женщины в руководстве (1%) Иностранцы среди преподавателей (5%) Иностранцы среди студентов (5%) Иностранцы в руководстве (2%) Международный опыт в процессе обучения (5%) – процент различных занятий и модулей за рубежом Количество требуемых иностранных языков (1%) – сколько языков должен знать выпускник Процент преподавателей с докторской степенью (5%) Рэнкинг докторских степеней FT (5%) – число выпускников с докторской степенью за три последних академических года Позиция по научным исследованиям (10%) – рассчитывается по числу научных публикаций в 40 международных специализированных журналах

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more