Извиниться в сложной производственной ситуации не значит признать свою слабость

Извиниться в рабочей ситуации бывает трудно, потому что это часто воспринимают как признание слабости. На самом же деле вовремя и правильно принесенное извинение способно сделать вас сильным в глазах других и улучшить вашу репутацию

Некоторые считают, что извинение – знак слабости, признание проступка, а значит, оно может повредить карьере», – говорит психолог Бен Уильямс. «Но верно противоположное утверждение: извинение – признак огромной силы и уверенности в себе. На ошибках учатся, поэтому важно их признавать, – объясняет Вирджиния Мерритт из Stanton Marris, консалтинговой компании по стратегическому лидерству. – Попросить прощения за неправильное решение – значит продемонстрировать настоящие лидерские качества. Это требует смелости и делает лидера более человечным в глазах окружающих».

Как правильно попросить прощения? «Важно, чтобы вы действительно имели в виду то, что говорите. Если этого нет, то нет смысла извиняться», – утверждает Уильям Хенсон, консультант по этикету.

По мнению Уильямса, извинение следует структурировать: «Если вам нужно объяснить случившееся, то с этого и начните. Иначе все будет звучать так, будто вы оправдываетесь. Используйте местоимение «я», а не «вы». «Мне жаль, что я опоздал» вместо «Трудно добраться на вашу встречу вовремя». Предотвратите негативную реакцию фразами типа: «Я знаю, что вы расстроены. Я ничего плохого не имел в виду». Будьте внимательны, используйте язык тела, демонстрируя, что вы прислушиваетесь к собеседнику».

Для публичного извинения Мерритт рекомендует стратегию изложения фактов. «Я видела лидера, который рассказывал о посетившем его озарении – о том, как он понял, что именно сделал неправильно. Это произвело огромное впечатление на аудиторию, – рассказывает она и добавляет, что любое извинение должно подкрепляться действием: – Если проступок связан с вашим поведением, а не мировоззрением, то надо сделать над собой усилие и измениться, а потом выяснить, что думают теперь о вас другие. Недостаточно извиниться только на словах».

Если вы не уверены в том, что делаете, посоветуйтесь сначала с друзьями или коллегой, которому верите. Но убедитесь в том, что излагаете ситуацию нейтрально: выставляя себя в совсем уж выгодном свете, вы получите не слишком ценные комментарии.

«Вы должны понять, что не всякое объяснение звучит как извинение, потому что другой человек может почувствовать, что вы неискренни», – говорит Уильямс.

Мерритт предупреждает: если вы лидер, вам может быть трудно извиняться за коллективные решения. Иногда вы и вовсе можете счесть такое поведение неверным. «Но надо попросить прощения. Именно такого поведения ждут от лидера. А попытки спрятаться за команду будут восприняты как способ уйти от ответственности», – говорит она.

Хенсон утверждает, что, несмотря на мучительность процесса, извинение зачастую самый легкий путь к разрешению ситуации. «Может быть, коллега, которому вам нужно принести извинения, кажется вам чрезмерно чувствительным, но с точки зрения вашей собственной производительности и атмосферы на работе лучше быть в хороших отношениях со всеми», – поясняет он.

«Если же человек не принял ваши извинения, вы ничего сделать не можете, но по крайней мере вы знаете, что попытались, а это психологический плюс», – заключает Хенсон.