Может ли в России сработать популярная на Западе медицинская бизнес-идея

В январе этого года выпускник «Сколково» Дмитрий Юрченко открыл компанию по продаже датчиков падения для пожилых людей. Заработает ли популярная на Западе бизнес-идея в России?

На последнем этапе курса МВА в московской школе управления «Сколково» мы должны были представить бизнес-проект, который бы хотели реализовать, – рассказывает Юрченко, в прошлом руководитель отдела по операциям с деривативами в «Ренессанс капитале». – Я изучал рынок энергоэффективности, IT-индустрию и рынок мобильной медицины. Оценивал их с точки зрения конкурентности и капиталоемкости. И решил остановиться на медицине».

За четыре месяца до конца учебы Дмитрий проходил в Америке курс по предпринимательству в Massachusetts Institute of Technology (MIT) и там привлек к стартапу однокурсницу Ирину Линник – сначала как консультанта по маркетингу, а потом предложил заниматься бизнесом вместе. В январе этого года они зарегистрировали ООО «А-клевер» (по данным ЕГРЮЛ, в уставном капитале у Дмитрия 57%, у Ирины – 43%).

Бизнес без врачей

Сначала хотели продавать устройства, которые бы позволяли удаленно, без посещения врача, снимать электрокардиограмму, измерять артериальное давление или уровень сахара в крови и автоматически направлять эти данные через интернет-соединение врачу или страховой компании. Такими датчиками на Западе, по словам Юрченко, вовсю пользуются уже лет 30. «Но наши врачи – люди консервативные, их сложно убедить в том, что это полезная вещь», – поясняет он. А раз так, нужно было искать бизнес-модель, в которую врачи вовлечены минимально. «Мы решили сфокусироваться на рынке услуг для родственников пожилых людей и инвалидов», – рассказывает Юрченко. Так появилась «Кнопка жизни» (бренд компании) – сервис, который позволяет вызывать помощь в экстренных ситуациях. Мы изучили статистику и выяснили, что после падения более 50% инвалидов и пожилых людей не могут самостоятельно подняться и около 80% из них – набрать телефонный номер.

«При нажатии на тревожную кнопку, которая также может быть вмонтирована в телефонный аппарат, включается громкая связь с сотрудниками колл-центра компании, и, если подтверждается необходимость помощи, мы связываемся с близкими, соседями или вызываем бригаду «скорой помощи», – рассказывает Ирина. – По договору мы, как спутниковая сигнализация, гарантируем, что примем звонок и его обработаем. Мы не можем влиять на организацию работы «скорой», но увеличиваем шанс на получение помощи». Компания не имеет собственной бригады «скорой помощи», пользуется только услугами городских служб, но планирует начать работать с платными экипажами, уточнила она. «Это будет либо совместный проект со страховыми компаниями, у которых есть услуга экстренного вызова, либо мы будем выкупать эту услугу у страховщиков и предлагать ее клиенту вместе в кнопкой», – говорит Ирина.

Дорогой датчик

«По сути, наш бизнес состоит из трех частей, – поясняет Юрченко. – Это прибор, программное обеспечение и маркетинг. Мы занимаемся только разработкой бизнес-модели, а все остальное отдаем на аутсорсинг».

Начальный этап финансирования потребует около $250 000, на сегодняшний день в проект вложено уже $100 000, рассказывает Дмитрий, пояснив, что деньги дает бизнес-ангел Николай Кагинян. $70 000 пошли на закупку первой сотни кнопок и еще $30 000 – на создание колл-центра, а точнее, на зарплату сотрудников, которых в компании, не считая самих владельцев, пять: директор колл-центра, технический директор и три оператора. За аренду помещения компания не платит: колл-центр располагается в бизнес-инкубаторе «Сколково».

Свои кнопки компания пока не продает, а раздает бесплатно. «Поскольку услуга связана с жизнью и смертью, цена ошибки очень высока – нам надо убедиться, что все будет работать», – поясняет Юрченко.

Этот бизнес может оказаться интересным с точки зрения партнерских отношений для сотовых операторов и страховых компаний, отмечает он: операторы получают новый нишевый продукт и возможность предложить отдельный тарифный план для своих клиентов, а страховщики, снижая за счет нас страховые риски, могут предлагать полисы со скидкой, т. е. также расширять круг клиентов.

После бесплатной раздачи, т. е. через три-четыре месяца, продавать кнопки предприниматели попробуют по самой высокой цене: датчик, вмонтированный в стену, обойдется покупателю в $1000, а более простой прибор, который можно носить на шее или на запястье, будет стоить 6000–8000 руб. «Сейчас нам нужно понять чувствительность рынка и найти способы снизить себестоимость прибора», – отметил Юрченко, пояснив, что в себестоимость кнопок входят цена закупки, таможенная пошлина, стоимость доставки, локализация товара. 1500 клиентов позволят вывести проект на уровень безубыточности.

Малая толика

«Почти все застрахованные в нашей компании – корпоративные клиенты, пожилые люди составляют меньше 0,1%», – оценивает перспективность партнерских отношений Павел Иванушко, гендиректор компании «Отечество». По его мнению, датчик падения не сильно снижает риски страховщика: если человек упал, например, от инсульта, то страховой случай уже наступил. «Есть приборы, которые влияют на профилактику, а значит, способствуют продлению жизни человека – возьмем, к примеру, кардиомонитор, который помогает человеку определять допустимый уровень нагрузок, – рассуждает Иванушко. – Но кнопка только фиксирует факт падения».

«У нас есть опыт реализации подобного рода проекта – разработка тарифного плана «Со-общение» для слабослышащих людей, – рассказала Евгения Чистова, руководитель проектов корпоративной социальной ответственности «Вымпелкома». – Его идея принадлежит автору специализированного интернет-проекта «Страна глухих» Александру Жученко, который попросил снизить цены на отправку sms для уральских абонентов – инвалидов по слуху».

За первые две недели действия пилотного проекта в Свердловской области к тарифу, по словам Чистовой, подключилось около 500 человек, что составило 10% предполагаемой аудитории. После первой волны подключений темпы снизились, и сегодня «Со-общение» занимает минимальную долю в продажах, хотя и остается социально ориентированным предложением компании.

Не только кнопка

«Такие устройства существенно облегчат жизнь спортсменам-инвалидам, особенно в период их подготовки к соревнованиям», – говорит Николай Дурманов, известный специалист по спортивной медицине (развивает ряд совместных проектов с комитетом Паралимпийских игр). По его словам, «Кнопка жизни» предоставит его подопечным несколько десятков бесплатных датчиков. «Речь идет не о том, чтобы сунуть в карман какой-то аппарат, а о том, чтобы создать систему по обмену информацией», – подчеркивает Дурманов.

Основная проблема в реализации таких проектов – это готовность самих экстренных служб реагировать на SOS-сигналы, отмечает Чистова из «Вымпелкома». Средства мобильной медицины широко используются предприятиями малого бизнеса и этот опыт идет в основном из США и европейских стран, где медицина, в частности разные способы вызова экстренных служб, поставлена на высокий уровень, рассуждает она: в России еще предстоит наладить работу служб скорой помощи, которые привыкли общаться напрямую с пострадавшим или близким родственником и, прежде чем отправить машину, досконально выясняют причину вызова. Способ реагирования должен принципиально измениться, заключает Чистова.